За время работы форума – с 22 по 26 декабря – участие в нем в онлайн и офлайн форматах приняло более 200 экспертов.
В эти дни форум собрал на своих площадках ведущих зарубежных и отечественных ученых-исламоведов, представителей органов власти Российской Федерации и Республики Татарстан, мусульманского сообщества России и Татарстана, российских исламских вузов и медресе.
В рамках форума большое внимание было уделено таким темам, как историческая преемственность исламской традиции от Мекки и Медины до Дербента и Болгара, ислам в меняющемся мире, Ближний Восток в эпоху пандемии. Помимо этого, поднимались вопросы в области этно-конфессиональной тематики и медийного пространства в мультикультурном мире, развития и сохранения языка и культуры в полилингвальной и поликонфессиональной среде. Были рассмотрены и аспекты профильного образования, в частности проблема интеграции в общероссийское образовательное пространство специализированных учебных пособий. На повестке дня оказалась также экономика исламского мира, а именно проблемы и перспективы регионального развития. И отдельным направлением работы форума стало изучение взаимосвязей России и тюрко-мусульманского мира, а также в целом актуальных проблем тюркского мира. По традиции на площадке форума также были приведены данные мониторинга «Исламский радикализм в субъектах РФ».
Участники форума и слушатели различных дискуссий, лекций, докладов выражали, в конечном счете, единое мнение – в современных условиях, в эпоху возникновения все новых вызовов для всего человечества, подобные мероприятия, направленные на консолидацию усилий по преодолению различных трудностей и развитие новых контактов на самых разных направлениях, крайне необходимы.
Сотрудничество и солидарность – больше не фигура речи
Так, в своем приветствии председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обозначил, что уходящий 2020 год стал годом испытаний и осознания общности человечества перед лицом глобальных проблем. А сотрудничество и солидарность на мировом уровне перестали быть фигурой речи¸ приняв характер непреложного условия выхода всего человечества из пандемии и ее последствий.
«В этом контексте усилия КФУ по объединению ученых и экспертов, в том числе и теологов для обсуждения исламских ценностей, нашего наследия и институтов в условиях современного глобального мультикультурного мира приобретает особое значение. Международный форум «Ислам в мультикультурном мире» является площадкой на протяжении уже 10 лет собирающей в тысячелетней Казани ведущих специалистов в своей области. Здесь происходит заинтересованный и уважительный диалог о том, что может дать исламская цивилизация в свете современного развития человечества. Очень важно, что отвечая на этот вопрос мусульманское сообщество и фундаментальная наука стоят на единой позиции. История ислама – есть неразрывная нить исторического процесса и таковой она остается до скончания времен. Все остальные теории о столкновении цивилизаций, о возможности колонизировать или маргинализировать исламский мир, законсервировать его или переиначить под стандарты однополярного мира не имеют будущего и вредят всему человечеству», - говорится в обращении.
Своевременность и переосмысление – залог успеха
Говорилось на площадках форума много и о том, насколько важна перед лицом новых вызовов работа по возрождению отечественного исламского богословия на территории России и как своевременно она была начата. Обращаясь к участникам форума на пленарном заседании, заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамир Мухетдинов напомнил о том, что в 2022 году – в год принятия ислама Волжской Булгарией – исполнится также ровно 20 лет концептуальному событию: совместному обращению глав трех федеральных духовных центров, муфтиев Равиля Гайнутдина, Талгата Таджуддина и Исмаила Бердиева в адрес президента России Владимира Путина с просьбой о государственной поддержке интеллектуального развития российского мусульманства.
«Воплощая и развивая это начинание в 2013 году, была сформулирована стратегическая задача – воссоздание отечественной мусульманской богословской школы. Что мы подразумеваем сегодня под этим, какие смыслы вкладываем в это действие и зачем мы это делаем? Слово «возрождение» предполагает, что мы обращаемся к тому, что уже некогда существовало, и снова претворяем это в жизнь, актуализируем, - пояснил спикер. – Говоря об отечественном мусульманском богословии, мы можем говорить обо всем корпусе многовековой традиции исламского знания, складывающейся на территории нашей страны испокон веков, можем обращаться к отдельным персоналиям, внесшим особый вклад в его образование. Значит ли это, что мы сегодня должны поставить этот массив знаний во главу угла и объявить его конечным ориентиром для любого российского мусульманского теолога и рядового верующего? Однозначный ответ «Нет». Традиции в любом своем проявлении, в том числе и богословская, не есть кристаллизовавшийся монолит, но есть живая интеграционная развивающая и развивающаяся сила. Взять наследие, поместить его в современный контекст, и на этом поставить точку, было бы противоречием самому этому наследию».
Гораздо более продуктивным, по его словам, представляется подход, предполагающий переосмысление трудов выдающихся отечественных мыслителей в преломлении к сегодняшним реалиям и выстраивании на их основе нового уровня знаний исламской теологии, философии, истории, тюркологии, востоковедения, социологии, исламоведения.
«Можно сказать, что 2020 год является рубиконом на пути реализации обозначенного проекта, - продолжил Мухетдинов. – Маркером этого стала первая в истории России защищенная докторская диссертация по исламской теологии в октябре текущего года. Принципиально важный момент заключается в том, что защита состоялась в рамках официально признанной научной специальности с утвержденным в 2019 году паспортом и проходила в стенах светского вуза Санкт-Петербургского государственного университета. Это свидетельствует о реально существующей возможности интеграции богословского и академического знаний, синергетический эффект которой нам только предстоит испытать. Теперь теология – не просто научная дисциплина, но, как сообщил председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов, в скором времени станет областью научного знания, в которой будут выделяться три специальности: теоретическая теология, историческая теология и практическая теология. Каждая из них будет реализовываться по трем направлениям: православие, ислам, иудаизм. Это открывает уникальную возможность вывести современное отечественное мусульманское богословие на качественно новый уровень, преумножить знание, которое стало бы достойным продолжением наследия наших мыслителей прошлого».
Тюркские тона в отечественном исламе
К слову, если говорить о развитии исламоведения в России, следует отметить еще одну характерную составляющую – российский ислам имеет свою глубокую специфику, которая является тюркской. Об этом заявила директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений Санкт-Петербургского государственного университета Аполлинария Аврутина.
«Оглядываясь на стандартный набор дисциплин, которые сегодня преподаются в области углубленного изучения истории и культуры ислама, мы видим, что превалируют дисциплины, которые направлены, прежде всего, на изучение арабского мира. При этом игнорируется тюркский мир, который не менее велик. Это особая ситуация в России, которая должна вызывать споры, поскольку именно в нашей стране на протяжении многих веков именно тюркские народы определяли облик ислама», - подчеркнула она.
На ее взгляд, предметы по истории и культуре ислама непременно должны дополняться дисциплинами по истории и культуре тюркских народов России, а также изучением их языков. Это важно, чтобы исламоведы могли с легкостью читать не только труды богословов на арабском языке, но и, например, на татарском языке.
К слову, в программу форума была включена международная конференция “Актуальные проблемы тюркологии: Россия и тюрко-мусульманский мир”. На площадке этого мероприятия встретились ученые-тюркологии РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья и обсудят вопросы филологии, истории и культуры, фольклора, религии тюркских народов. А для студентов, изучающих турецкий язык в качестве иностранного в вузах России, была организована IV Всероссийская олимпиада по турецкому языку и культуре. Ежегодно это мероприятие собирает более 100 участников из разных вузов РФ: МГУ им.М.В.Ломоносова, СпбГУ, МГИМО, МГЛУ, РУДН, Дипломатическая Академия УрФУ, Крымский федеральный университет, Астраханский госуниверситет, НГЛУ, ИМОМИ и т.д.
Возрождению тюркского компонента ислама, в частности исламской татарской богословской школы особое внимание уделил и научный руководитель Института востоковедения РАН, научный руководитель кафедры по изучению исламской цивилизации КФУ – базовой кафедры Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.
«Татарские богословы внесли такой вклад в развитие исламской теологии, который еще не до конца оценен. И я думаю, что новое поколение ученых, которых взращивают как КФУ, так и Болгарская исламская академия, изменят лицо отечественного татарского богословия», - отметил Наумкин.
Не только фундаментальная теория, но и знаковая практика
Об экономической составляющей на площадке форума говорил председатель Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан Шамиль Агеев, обозначивший, что сегодня в России, к сожалению, мало используются элементы экономики мусульманских стран.
«Проведение таких мероприятий способствует тому, чтобы мы узнавали друг друга больше, и нам важно, чтобы не только была теология, не только культурное взаимодействие, но и экономическое, - заметил Агеев. – Это имеет особое значение сейчас, когда повышается роль неопределенности, когда идет противопоставление с Западом. Мы всегда ждем вас в Торгово-промышленной палате, у нас есть определенные наработки, президент Татарстана был во многих исламских странах, и мы рассчитываем, что сейчас работа на этом направлении будет более интенсивной»
Его мысль продолжила развивать заместитель руководителя Агентства инвестиционного развития РТ Марина Епифанцева, обозначившая, что сегодня особое значение имеет, в частности, изучение арабского языка для того, чтобы общаться с представителями исламских стран на языке этого мира, чтобы выстраивать взаимодействие с ними на крепкой основе. Также она напомнила о том, что в Татарстане ежегодно проходит экономический саммит, организуемый Группой стратегического видения «Россия-Исламский мир».
«Уже сейчас мы готовимся к следующему саммиту, который будет в июле 2021 года. И призываем вас выступать в рамках самых разных сессий. Мы всегда за то, чтобы появлялись новые темы, - подчеркнула Епифанцева. – К примеру, в прошлом году была принята «дорожная карта» развития халяльного образа жизни в Татарстане. Да, у нас нет возможности использовать исламские финансы в республике. Это мешает внешним странам к нам приходить. Но это не отменяет той экономической деятельности, которая ведется. Это не отменяет того, что у нас уже есть компании, использующие исламские финансы. Уже действуют паевые инвестиционные фонды, действующие по нормам шариата. У нас даже есть исламская ипотека по нормам шариата. Очень много компаний на рынке расширяют эту деятельность. Я призываю всех об этом не забывать. Научное сообщество, которое сегодня здесь присутствует на форуме, помогает обосновывать то, что можно делать в нашем мире в области исламских финансов в том числе».
Мир не стоит на месте
При этом, развивая контакты с исламским миром, другим странам важно понимать, что он тоже не стоит на месте. Как отметил руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов, в исламском мире в течение последних 10 лет, прошедших после арабской весны, происходит глубокая трансформация. И ученым необходимо найти подходящие методологические инструменты для более точного и более адекватного понимания политических, социальных и экономических процессов, с которыми мы имеем дело.
«Мировое востоковедение после арабской весны поначалу потерпело фиаско, поскольку оно оказалось методологически неподготовленным к тому, чтобы анализировать события и политическую реальность адекватно. В связи с этим уже долгое время мы наблюдаем серьезные попытки переосмысления подходов и среди этих попыток заслуживает внимания то, что я назвал метанаративным анализом. Ключевой особенностью современности оказывается стремление к возвращению к метанаративам и их использовании в выстраивании политической реальности. Речь идет о том, что новая эпоха, в которой мы живем и в которой мы организуем политически свою жизнь, связана со стремлением к новому переосмыслению ценностей социальной жизни и к пересмотру тех иерархий, которые выстраивались и разрушались в XIX-XX веках, - пояснил спикер. – И если конец XX - начало XXI века характеризовались тем, что можно было бы назвать упразднением политики, когда у нас полностью размывалась идеология в политической сфере, то на протяжении последних 10 лет мы видим новое осмысление реальности и возвращение этих нарративов. Когда мы говорим про события, которые были связаны с арабской весной, и те трансформации, которые происходили на Ближнем Востоке, мы видим, что целый ряд сюжетов вышел на первый план общественной дискуссии».
Среди этих сюжетов – проблемы цивилизационной идентичности, места религии в обшественной и политической жизни, соотношение частного и общего интересов, проблемы гендера и гендерных отношений, проблемы переосмысления колониального опыта, постколониализма. Все эти вопросы связаны с тем, что в этих обществах, так же, как и в других, заново проявили себя те нарративы, те идеологии, которые были призваны пояснять реальность на протяжении последних 100-150 лет. И они были снова переосмыслены. А политическую сферу можно описывать как постоянное сложное взаимодействие этих нарративов. Ни один из них не существует в целостной форме, как он существовал в XIX или XX веках, каждый из них размывается, но каждый из них тем не менее себя так или иначе проявляет.
Так, есть либеральный нарратив, с которым связано укрепление гражданского общества на Ближнем Востоке и в исламском мире вообще. Это подтверждается в частности тем, что число неправительственных организаций в этих странах за последние 10 лет выросло в целом в два раза. Это касается даже государств, переживающих конфликты.
Другой нарратив – ливанский – связан с выдвижением на первый план социально-экономических проблем, которые существуют в обществах. Так, например, именно в последнее десятилетие одной из центральных проблем в их глазах стала проблема коррупции. Другие проблемы – бедность, безработица и так далее – тоже существуют и по всей видимости будут усиливаться под влиянием экономических кризисов, и это будет тоже попадать в повестку.
Третий нарратив – националистический. С одной стороны, это новый арабский национализм, который существует в двух вариантах. Первый – низовое движение, основанное на культурно-коммуникационной общности. Важно учитывать общий культурный код арабских стран, несмотря на глубокую их экономическую диверсификацию. Второй – национализм, существующий как идеологический проект, целенаправленно выстраиваемый, прежде всего, на антииранской платформе государств региона, а отчасти – на антитурецкой. И одновременно с этим мы видим укрепление национализмов странового уровня. Яркий пример – Саудовская Аравия. И он не единственный.
И, наконец, есть консервативный нарратив, который связан с поиском внешних причин своих собственных неурядиц.
Ислам расширяет сферу влияния
Если продолжать разговор о тенденциях в исламском мире, особого внимания заслуживает одна, которая окажет глобальное влияние в скором времени уже на мир в целом. По словам научного руководителя Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Рустема Нуреева всего через 80 лет ислам станет самой распространенной религией. Сыграют роль факторы сохранения высокой рождаемости в мусульманских странах и теперь уже все более низкой смертности в силу распространения в них вакцинации от самых разных заболеваний – в том числе в тех, которым раньше эти блага цивилизации были недоступны. И теперь крайне важно выстроить систему, необходимую для экономического развития в этих новых реалиях, чтобы количественный рост дал качественные результаты. Она должна быть создана на основе культурно-институциональной и экономической подсистем. В первую включены непосредственно культура, а именно система ценностей, и институты или, иными словами, правила. Во вторую – ресурсы, или производственные факторы, и технологии, или производственная функция. И роль ислама в этом процессе значительно возрастает.
В завершение отметим, в рамках форума также состоялась серия встреч в шоу-руме: вип-лекция экс-генерального директора ЮНЕСКО, почетного профессора Российской академии наук, почетного доктора МГИМО Ирины Боковой, беседа с профессором мировой политики и сравнительного религиоведения Юго-Западного университета политологии и права (Чунцин, Китай), экс-советником президента Национального университета обороны (Исламабад, Пакистан) Эджазом Акрамом, телемост «15 лет сотрудничества Российской Федерации и Организации Исламского Сотрудничества» с участием специального представителя РФ при ОИС Рамазана Абдулатипова.
Ключевыми спикерами X Международного форума «Ислам в мультикультурном мире», помимо упомянутых выше, выступили Чрезвычайный и Полномочный посол, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Фарит Мухаметшин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Йеменской Республики в Российской Федерации Аль-Вахейши Ахмед Салем, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации Риад Мохаммад Хаддад, муфтий, председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл (Наконечный), иеромонах, председатель Экспертного совета при Патриархе Русской Православной Церкви по взаимодействию с исламским миром Григорий (Матрусов), Генеральный Консул Исламской Республики Иран в Казани Алибеман Экбали Зарч, Генеральный Консул Республики Турции в Казани Исмет Эрикан, Генеральный Консул Республики Казахстан в Казани Жанболат Мурзалин, Генеральный Консул Республики Узбекистан в Казани Фариддин Насриев.