Ключевые докладчики
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского
Научно-образовательный математический центр ПФО
приглашают всех принять участие
в IV МЕЖДУНАРОДНОМ ФОРУМЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, IFME'2023
Даты проведения: 27 марта - 1 апреля 2023 г.
МЕРОПРИЯТИЯ ФОРУМА
ХII Международная научно-практическая конференция "Математическое образование в школе и вузе (MathEdu-2023)"
Международная научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании и науке (ИТОН)"
DTTL workshop "Digital Technologies for Teaching and Learning"
Молодежная школа-конференция "Будущее математического образования"
Республиканский семинар учителей математики и информатики "Новые вызовы в обучении математике и информатике в школе"
КЛЮЧЕВЫЕ ДОКЛАДЧИКИ
Алексеев Михаил Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент математического факультета Челябинского государственного университета.
Тема доклада: "Использование систем автоматической проверки программ при интерактивном обучении программированию".
Аннотация. На конкретных примерах будут описаны опыт применения систем автоматической проверки программ при обучении программированию, возникающие при этом новые возможности, преимущества и ограничения, а также созданная в ходе описанной практики интерактивная учебная веб-система CAPPA, сочетающая функции постоянно расширяющегося интерактивного учебника и задачника по технологиям программирования на базе не только традиционных языков типа Python, C++, Pascal, Java, но и, например, по базам данных на языке SQL или по логическому программированию на языке Пролог.
Атанасян Сергей Левонович, доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента математики и физики института цифрового образования МГПУ. Заведущий кафедрой геометрии в Московском педагогическом государственном университете в институте математики и информатики.
Совместный доклад с Ильдаром Суфияновичем Сафуановым. Тема доклада "О подготовке магистров по программе «Школьное математическое образование на основе цифровой дидактики» ".
Аннотация. Описана новая магистерская программа для подготовки учителей к работе в профильной школе. В разработанной программе упор сделан на обучение магистрантов материалу, позволяющему составить и успешно реализовать программы вариативных и факультативных курсов, а также организовать эффективную внеклассную работу по математике.
Босова Людмила Леонидовна, зав.кафедрой теории и методики обучения математике и информатике МПГУ, и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО, член-корреспондент РАО, д.п.н., заслуженный учитель РФ.
Тема доклада: "Образование школьников в области информатики и информационных технологий в условиях цифровой трансформации общества".
Аннотация. Компьютеризация, информатизация, ранняя цифровизация – основные этапы, пройденные российской общеобразовательной школой на пути цифровой трансформации образования. Школьная информатика, появившаяся в учебных планах образовательных организаций нашей страны на старте цифровой трансформации, непрерывно развивалась и совершенствовалась, вбирая в содержание обучения элементы новых областей предметного знания, соответствующих современному уровню развития науки и технологии. Сегодня это робототехника, информационная безопасность, облачные и мобильные технологии, технологии расширенной реальности (виртуальная реальность, дополненная реальность), интеллектуальные методы обработки и анализа данных. Назрела острая необходимость выстраиваний целостной системы современного образования школьников в области информатики и информационных технологий.
2022/2023 учебный год знаменовал собой начало нового этапа в развитии школьной информатики как одного из учебных предметов, наиболее полно отражающих социальный заказ в условиях цифровой трансформации многих сфер нашей жизни. В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах впервые зафиксирована возможность изучения информатики на базовом и углубленном уровнях уже в основной школе. Выбрав углубленный уровень изучения информатики в основной школе, образовательные организации могут выйти за рамки прокрустова ложа малоэффективного одночасового предмета, коим до настоящего времени многие специалисты справедливо считали школьную информатику. Одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию примерные рабочие программы по информатике для VII—IX классов базового и углубленного уровней, а также программа по информатике для V—VI классов позволяют образовательным организациям предложить обучающимся различные траектории освоения этого предмета.
Воротницкий Юрий Иосифович, председатель Совета по цифровой трансформации БГУ, заведующий кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий, кандидат физико-математических наук, доцент. Внес большой вклад в решение задач информатизации учебного процесса, научных исследований и управленческой деятельности системы образования. Руководил проектированием Республиканской научно-информационной компьютерной сети, Республиканской информационно-образовательной среды, созданием мультисервисной информационной сети БГУ. Член экспертного совета Министерства промышленности, член Межведомственного научно-методического совета по обеспечению развития системы научно-технической информации. Отличник образования Республики Беларусь.
Мастер-класс на тему: "Дистанция в образовании".
Аннотация. Мастер-класс посвящен применению на практике методологий онлайн- и дистанционного обучения, основанных на самостоятельном обучении и реализации концепции креативного образования. Анализируется опыт реализации широкомасштабной программы внедрения дистанционных технологий в Белорусском государственном университете.
Галямова Эльмира Хатимовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики, физики и методик их обучения ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет».
Тема доклада: «Использование цифровых тренажеров и симуляторов в подготовке будущего учителя математики».
Аннотация. Доклад посвящен теме подготовке будущего учителя математики с применением цифровых тренажеров и симуляторов педагогической деятельности. Представлен опыт разработки и апробации авторских цифровых тренажеров по обучению поиска решения геометрической задачи и симуляторов организации урока математики в виртуальном классе.
Григорьев Сергей Георгиевич, профессор института цифрового образования ГАУ ВО МГПУ, к.ф.-м.н., д.т.н., профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Руководил и участвовал в более чем 30 научно-исследовательских проектах в области применения информационных технологий в системе образования международного, федерального и регионального уровней. Под руководством С.Г. Григорьева защищено 23 кандидатских и 12 докторских диссертаций. Является автором более 350 научных работ, в числе которых: учебники и учебные пособия для школ и вузов, монографии, изданные в России и за рубежом. Главный редактор журнала «Информатика и образование» (входит в список RSCI), журнала Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования» (входит в список ВАК), член редакционных коллегий журналов Вестник РУДН серия «Информатизация образования», «Научно-технические библиотеки журнала» (индексируется WOS), «Компютер у школі та сімї» (Киев, Украина). Участвовал в работе более 150 международных, всесоюзных, всероссийских и региональных конференциях. Является председателем программных комитетов ежегодной Международной конференции «Инфостратегия», международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» (ИТО), участвовал в работе Международных конференции «EDUSUMMIT» в 2013 году (Вашингтон, США), в 2017 году (Бороветц, Болгария), в 2019 году (Квебек, Канада), конференции SITE 2018 (Вашинтон, США).
Тема доклада "Учебный курс «Искусственный интеллект» в подготовке магистров по направлению «Педагогическое образование»".
Гриншкун Вадим Валерьевич, академик Российской академии образования, член-корреспондент Российской академии информатизации образования, лауреат конкурса Правительства Москвы «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Доктор педагогических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Принимал участие в более чем 60 научно-исследовательских проектах Европейской Комиссии, Национального фонда подготовки кадров, Российского фонда фундаментальных исследований, Департамента образования и науки г. Москвы, министерств образования РФ и стран СНГ, в том числе в разработке федеральных концепций образовательных электронных изданий и цифровой образовательной среды Российской Федерации.
Участвовал в работе более 180 всесоюзных, всероссийских и международных конференций. Заместитель председателя Программного комитета Международной научной конференции «Информатизация непрерывного образования», член Программного комитета ежегодной Международной научной конференции «Инфо-Стратегия».
Тема доклада "Современные цифровые средства обучения: преимущества, ограничения и перспективы".
Аннотация. В рамках доклада на конкретных примерах будут продемонстрированы проблемы, преимущества и тенденции развития современных цифровых и нецифровых средств, используемых в обучении и воспитании, в том числе при обучении математическим дисциплинам в школе и вузе. Планируется обсуждение аспектов подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях развития средств обучения, а также направлений для соответствующих перспективных педагогических исследований.
Зеков Михаил Георгиевич, генеральный директор компании «Виазет Софт» (Москва). Руководитель проекта по разработке платформы для соревнований и практики программистов www.weazet.com. Автор книг «Цифра и власть», «Цифра на марше» (ссылка).
Совместный доклад с Воротницким Юрием Иосифовичем.
Тема доклада "Weazet - платформа для соревнований и практики начинающих программистов".
Аннотация. В докладе рассматриваются проблемы организации практики по программированию для школьников 13-17 лет. Предлагается методология и программная платформа, обеспечивающие для таких школьников практикум по алгоритмизации и программированию путем реализации на этой платформе соревнований алгоритмов, написанных на различных языках программирования.
Кузнецов Андрей Геннадьевич, декан механико-математического факультета, и.о. зав. кафедрой информационной безопасности и систем Пермского государственного национального исследовательского университета, доцент кафедры экономики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат технических наук.
Сфера научных интересов: инфокоммуникационные технологии, обработка графической информации в телекоммуникационных системах, разработка приложений с использованием технологий искусственного интеллекта, информационная безопасность, развитие акмеологического потенциала студентов физико-математических и бизнес-специальностей, региональные особенности профессиональной идентичности, бизнес-планирование в ИТ-бизнесе и социально-культурной сфере, управление образовательными процессами.
В настоящее время является председателем общественного совета Министерства информационного развития и связи Пермского края (с 2017г.), руководителем Пермского международного форума "Наука и глобальные вызовы XXI века" (с 2016 г.), членом Редакционной коллегии научного журнала "Вестник Пермского университета. Математика. Механика. Информатика".
Почетный работник сферы образования Российской Федерации.
Тема доклада "Трансформация высшего физико-математического образования как фундамент цифровой трансформации. Чем заменить болонскую систему?".
Аннотация. Доклад посвящен теме подготовки кадров высшей квалификации как, в общем, в системе высшего образования РФ, так и применительно к подготовке специалистов для ИТ-отрасли. Рассматриваются основные стейкхолдеры образовательного процесса и модели их поведения. Предложены мероприятия, которые, по нашему мнению, могут улучшить качество подготовки специалистов, увеличить "выход" за счет гибкой системы селекции обучающихся и дифференциации уровней подготовки. Отказ от болонской системы не означает откат к прежним системам. Предлагается для обсуждения ряд системных решений по трансформации российского высшего образования в сфере физико-математических и компьютерных наук.
Курбацкий Александр Николаевич, член Набсовета Парка высоких технологий Республики Беларусь, председатель экспертного совета Парка высоких технологий, заведующий кафедрой технологий программирования Белгосуниверситета, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь.
Тема доклада "Концепция цифровой грамотности как основа цифрового суверенитета".
Аннотация. В докладе рассматривается понятие концептуальной цифровой грамотности граждан в контексте формирования цифрового суверенитета страны, роль основного и дополнительного образования для подготовки граждан к жизни в условиях возможностей и рисков цифрового мира.
Леонов Александр Георгиевич, заведующий кафедрой ДПО ФНЦ НИИСИ РАН, ведущий научный сотрудник механико-математического факультета МГУ, профессор Института детства МПГУ, институт информационных систем ГУУ, член совета Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».
Тема доклада "Преподавание математических дисциплин с использованием цифровой образовательной платформы Мирера".
Аннотация. В докладе будет изложен опыт цифровой трансформации математических дисциплин на базе авторской цифровой образовательной платформы Мирера. ЦОП Мирера оптимизирована на российскую систему организации высшего образования, ориентирована на разработку и проведение курсов, в которых сочетаются онлайн и оффлайн технологии проведения учебного процесса. ЦОП Мирера предоставляет авторам курсов инструменты разработки компьютеризированных курсов с автоматизированной проверкой правильности и самостоятельности выполненных обучаемыми текущих и контрольных заданий с помощью методов искусственного интеллекта. В платформу встроены различные оригинальные типы тестов, поддерживающие как в описании задач, так и в вариантах ответов, контент в различных форматах, включая Tex, последовательности элементов (для автоматизированной проверки знания студентом структуры доказательства теорем курса или схем решения типовых задач), смысловой анализ текстовых ответов и т.п.
Носкова Татьяна Николаевна, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. Заведующий кафедрой цифрового образования РГПУ им. А.И. Герцена. Почетный работник высшей профессиональной школы. Автор монографий «Дидактика цифровой среды», «Педагогика общества знаний» и др. Руководитель грантов РНФ, РФФИ, РГНФ, фонда Потанина. В рамках Европейского гранта участвовала в совместных исследованиях по педагогическому использованию ИКТ-инструментов в университетах Польши, Испании, Словакии, Португалии, Нидерландов, Чехии.
Тема доклада "Цифровая образовательная среда: психодидактический подход как основа инноваций".
Аннотация. Раскрывается неклассическая методология средоориентированного обучения, в основе которой лежит синтез знаний информатики, психологии и педагогики в современном контексте. Анализируются процессы самоорганизации субъекта профессионализации в цифровых средах интеграции виртуального и физического миров в реализации стратегии непрерывного образования личности.
Сабитов Рустэм Адиевич, кандидат технических наук, доцент кафедры Динамики процессов и управления КНИТУ КАИ.
Тема доклада на Круглом столе: "Трансформации подходов в обучении студентов инженерных специальностей информационным технологиям"
Сафуанов Ильдар Суфиянович, доктор педагогических и кандидат физико-математических наук, профессор, автор ряда монографий, учебных пособий, статей по математическому образованию и высшей алгебре, член редколлегий и рецензент международных журналов по математическому образованию, рецензент конференций Международной группы по психологии математического образования. Докладчик международных конференций по математике и математическому образованию в США, Германии, Франции, Италии, Японии, Корее, Алжире, Турции, Нидерландах, Финляндии, Норвегии, Ирландии, Польше, Чехии, Швейцарии, Венгрии, Болгарии, Израиле, Латвии, Армении, международных конгрессов по математике в Цюрихе (1994) и Пекине (2002), 8-го (Севилья, Испания, 1996 г.), 9-го (Токио, 2000 г.), 10-го (Копенгаген, 2004), 11-го (Монтеррей, Мексика, 2008), 12-го (Сеул, Корея, 2012, пленарное заседание), 13-го (Гамбург, 2016) и 14-го (Шанхай, 2021) Международных конгрессов по математическому образованию. Член Оргкомитета международного конгресса по математическому образованию в Гамбурге ICME13 (2016 г.).
Тема доклада "Активные методы обучения математическим дисциплинам в высшей школе".
Аннотация. Будут рассмотрены некоторые аспекты современного состояния, проблем и перспектив развития математического образования в высшей школе: генетический подход (Ф. Клейн, О. Теплиц), APOS (Э. Дубинский), дидактическая инженерия (Ж. Л. Дорье, А. Серпинска), теория углубленного математического мышления (Д. Толл), теория коммогниции (А. Сфард), "Управляемое переоткрытие" (Фройденталь) и другие.
Ясницкий Леонид Нахимович, доктор технических наук, профессор Пермского государственного национального исследовательского университета, профессор НИУ «Высшая школа экономики», председатель Пермского отделения Научного совета при президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта.
Тема доклада: Искусственный интеллект и образование.
Аннотация. Будет изложен многолетний опыт развития и применения методов искусственного интеллекта (ИИ) и его преподавания в вузах и в школах, о своем научном и преподавательском приоритете. Автор расскажет о проблемах, которые возникали и решались на протяжении всей истории ИИ, об эволюции отношения общества к ИИ, о взлетах и падениях популярности ИИ, построит прогнозы и поставит вопросы о том, что будет дальше с ИИ и с его преподаванием.