День второй
Второй день работы Международного форума по математическому образованию был насыщенным и плодотворным.
Форум открыл проректор Казанского Федерального университета Дмитрий Альбертович Таюрский. В своем приветствии к участникам форума, от лица ректора КФУ Гафурова Ильшата Рафкатовича, он отметил, что все мероприятия, проходящие в университете в этом году, связаны с именем Н.И. Лобачевского – открывателем неевклидовой геометрии. Таюрский подчеркнул, что именно Николай Иванович Лобачевский начал говорить о роли математического образования. Он отметил, что Казанский университет на сегодняшний день участвует в различных программах и проектах, в частности, в программе 5-100, в рамках которой приоритетным является направление «Учитель 21 века» и создаются все условия для образования педагогов. В заключении выступления Дмитрий Альбертович пожелал всем участникам успешной работы.
С приветственным словом к участникам форума обратился директор института математики и механики имени Н.И.Лобачевского, доктор физико-математических наук, профессор Максим Георгиевич Храмченков. Он подчеркнул важность математического образования, пожелал плодотворной работы участникам конференции, выразил благодарность ее организаторам.
Заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики, доктор педагогических наук, профессор Лилиана Рафиковна Шакирова, в своем приветственном слове отметила, что 2017 год объявлен в КФУ годом Лобачевского. Она подчеркнула, что в преддверии празднования 225-летия со дня рождения Н.И. Лобачевского, проведение форума имеет особую значимость. Представляя географию мероприятия, она отметила, что в форуме принимают участие более 200 человек: ученые из США, Мексики, Франции, Азербайджана, Белоруссии, многих городов России – от Архангельска до Ростова-на-Дону, от Брянска до Иркутска. В своем выступлении Лилиана Рафиковна высоко оценила деятельность Н.И. Лобачевского, подчеркнула всю многогранность его личности, талант преподавателя, разносторонность научных взглядов. «Для нас Лобачевский – это все!», - отметила Лилиана Рафиковна. В конце выступления Лилиана Рафиковна выразила слова благодарности организаторам форума, преподавателям кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики ИММ КФУ, Международному научно-математическому центру в лице А.Н Фролова. Особую благодарность – ректору Казанского университета И.Р. Гафурову, директору ИММ М.Г. Храмченкову, директору ИПО КФУ А.М. Калимуллину.
Далее с приветственным словом к участникам форума обратился руководитель Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, профессор А.Г. Мордкович - бессменный руководитель и основатель семинара. В своем выступлении Александр Григорьевич рассказал об истории возникновения и проведения семинара, о проблемах математического образования.
Пленарное заседание форума продолжил профессор В.Г. Ермаков (ГГУ, Гомель, Беларусь) с докладом «Психолого-педагогические аспекты применения аксиоматического метода в обучении математике». В выступлении были рассмотрены проблемы применения аксиоматического метода в математике и в системе математического образования. На примере общей топологии очерчена схема локального обращения аксиоматической теории, описаны специальные методы управления образовательными процессами и функции текущего контроля, ориентированные на разрешение проблем, порождаемых глубокой неоднородностью математического знания.
В докладе профессора Т.С. Поляковой (ЮФУ, Ростов-на-Дону) «Николай Иванович Лобачевский и математическое образование в России» подчеркнута всемирно-историческая роль Н.И. Лобачевского, как великого геометра и одного из первых ученых-математиков России, получивших признание за рубежом. Большое внимание Татьяна Сергеевна уделила значению педагогической и методической деятельности ученого в области отечественного математического образования.
Профессор В.А. Тестов (ВГУ, Вологда) в докладе «Дискретность и непрерывность в математической картине мира» рассмотрел пути формирования целостной математической картины мира. В истории математики, по мнению ученого, имелись неоднократные попытки нарушения баланса между дискретностью и непрерывностью, сведения математики к одной из этих компонент. Однако, в этом случае становится очевидным разрушение целостности математической картины мира, поэтому единство дискретности и непрерывности необходимо обеспечить с помощью третьего компонента – фрактальности.
В докладе профессора И.Г. Липатниковой (УГПУ, Екатеринбург) «Современный подход к качеству образования и оценке метапредметных результатов обучения математике» обосновывается приоритетность оценивания качества образования, что позволяет раскрыть его новое понимание с позиции метапредметного обучения математике.
Профессор А.В. Ястребов (ЯГПУ, Ярославль) в своем выступлении «Исследовательское обучение математике в вузе и школе» поделился результатами авторской концепции моделирования научных исследований в учебном процессе.
Профессор М.А. Чошанов (Техасский университет, Эль Пасо, США) в докладе «Analysis of lower secondary mathematics teachers' content knowledge in USA and Russia» большое внимание уделил когнитивным типам знаний учителя, приоритетам в математическом образовании, рассмотрел взаимоотношения категорий: знания учителя - знания ученика. Он подчеркнул, что учение определяется тем, что делает учитель.
Профессор Н.С. Подходова (РГПУ, Санкт-Петербург) в докладе «Психолого-педагогические аспекты методического наследия Лобачевского: актуальность и значимость» на основе рассмотрения исторического материала, современных исследований в области педагогической психологии и методики обучения математики актуализировала педагогические и методические идеи великого геометра с целью решения проблемы развития личности при обучении математике.
В докладе (Université de Reims Champagne Ardenne, Ardenne, France). «Une problematique partagee dans tous les pays: l'interdisciplinarite. L'exemple des mathematiques en France» («Проблема метапредметности: пример преподавания математики во Франции») профессор Ф. Кастель подчеркнул роль информатики в обучении математики, выделил методические связи с такими предметами, как физкультура, музыка, искусство. Участникам форума был представлен опыт работы компьютерного тренажера в подготовке учителя математики. В конце выступления Ф. Кастель выразил слова благодарности КФУ, организаторам форума.
Профессор Р.М. Асланов (Институт математики и механики НАН, Баку, Азербайджан) в докладе «Роль Насиреддина Туси в развитии математического образования» привел результаты исследования по истории культурного развития Азербайджанского народа, познакомил с биографией Н. Туси, его научным наследием и ролью в развитии современной математики.
Все выступления были актуальны, вызвали большой интерес у участников форума.
В рамках форума состоялся мастер-класс профессора А.Г. Мордковича, в котором приняли участие учителя математики школ города Казани и Республики Татарстан, а также студенты ИММ КФУ. Основными были вопросы, связанные с функционально-графическим подходом, представленным в его учебниках. В качестве примера Александр Григорьевич рассмотрел изучение тригонометрии. Он отметил, что в тригонометрии есть три «кита»: числовая окружность на координатной плоскости, простейшие тригонометрические уравнения, теоремы сложения. Знание этого помогает учителю и ученикам преодолевать трудности в изучении предмета. Для студентов мастер-класс стал стартовой площадкой в будущей педагогической деятельности.
Второй день форума завершился экскурсией «Ночная Казань», на которой участники увидели красоту города, познакомились с его тысячелетней историей.
Дмитрий Таюрский: «Сегодня ни одна деятельность не возможна без глубоких знаний математики»
Эксперты международного математического форума в КФУ: Уровень математических знаний снижается