Одна из тематических площадок Махмутовских чтений была посвящена теме «Концептуальных идей и моделей работы с одаренными за рубежом». Докладчиком выступила Ратнер Фаина Лазаревна(профессор Института филологии и межкультурных коммуникаций КФУ). Ее оппонентом была Теряева Светлана Александровна (зам. директора Австрийского центра культуры, образования и науки Академии ВЭГУ). В оживленной дискуссии по теме доклада принимали участие молодые учителя.
Фаина Ратнер говорила не только о методах работы с одаренными детьми за рубежом, но и том, как именно развиваются одаренные дети, что может повлиять на их развитие, что может сделать учитель для одаренного ребенка, как семья и общество в целом может помочь одаренным детям. Фаина Лазаревна в своем выступлении точно обозначила проблему: «Ни в одной стране нет единой системы работы с одаренными детьми». К тому же профессор в ходе своего выступления не раз говорила о том, что в России нет программ, которые бы обучали молодых преподавателей, как именно работать с одаренными детьми. Это, по мнению Фаины Лазаревной, большое упущение. Оппонент докладчика - Теряева Светлана Александровна поддержала докладчика в этом вопросе, но также просила уделить особое внимание эмоциональному развитию одаренного ребенка, проблеме восприятия общества такими детьми. Оппонент указала, что в России ничтожно мало центров, которые помогали бы одаренным детям развивать свои способности. Через некоторое время к беседе подключилась молодая учительница русского языка и литературы - Сыркина Елена Васильевна. Он поинтересовалась у профессор, должен ли одаренный ребенок иметь успехи во всех областях или одаренным можно считать и того, кто имеет выдающиеся способности только в одной сфере? Профессор ответила, что одаренность ребенка может проявляться как во всех областях, так и только в одной области, но отметила, что такого ребенка, в первую очередь, отличает высокая мотивация с самого рождения, любопытство, сильная увлеченность каким –либо явлением, процессом. Светлана Александровна Теряева отметила, что общество должно стремиться развить способности одаренных детей и пытаться им помочь и при наличии у них физических отклонений. Данное высказывание вызвало ряд вопросов у молодых преподавателей, которые были связаны с проблемой рационального отбора в специальные школы, оценочной системы в школах и т.д. Вскоре прозвучали и риторические вопросы: кто это – высоконравственный человек и как воспитать ребенка, чтобы он стал таким человеком? На что Фаина Лазаревна ответила так: «Учитель сам должен быть высоконравственным и одаренным. А одаренность учителя заключается в том, чтобы помочь ребенку максимально развить его способности». Ушатикова Ирина Игоревна с улыбкой заметила, что надо «подозревать в одаренности» каждого ребенка. С этим высказыванием согласились все участники беседы.