Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями («дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами:
Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но робототехника удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается в игровой форме и с понятными для ребенка учебными материалами (конструкторами Lego или аналогичными).
Робототехника и легоконструирование стали центральными в воспитательном и образовательном процессе детского сада. Робототехника включена в программу старшей и подготовительной группы и обязательно для всех один раз в месяц. Для детей младшего возраста активно идут занятия, связанные с конструированием.
Как отмечает старший воспитатель дошкольной образовательной организации Рушания Рашитовна:
«Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить, почему так нельзя. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых, и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видеоигры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.
Я думаю, что есть большая вероятность воспитать подготовленные инженерные кадры, если начинать знакомство с моделями из деталей конструктора HUNA MRT или LEGO в детском саду».
Деловая игра «Современный ребенок цифрового образовательного пространства» в рамках стажировочной площадки для слушателей курсов повышения квалификации по теме «Развитие профессиональных компетенций педагогов ДОО в области образовательной робототехники» прошла на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 «Крепыш» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан. Организаторами выступили преподаватели кафедры теории и методики дошкольного и начального образования доцент Фарида Газизова и Татьяна Галич.
Цель деловой игры: способствовать повышению профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения дошкольника в цифровом образовательном пространстве.
Задачи:
В деловой игре воспитателями создавались презентации-проекты:
Все участники игры представили свои проекты и подчеркнули, что конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
В заключение Татьяна Галич подчеркнула, что «нецелесообразно укорачивать дошкольный период, который основывается на детских занятиях, где ведущее место занимает игровая деятельность».