В Елабужском институте КФУ состоялась Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Студенты в научном поиске», организованная для иностранных студентов, обучающихся в вузах России.
Интерес к конференции проявили иногородние студенты (Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко, г. Глазов и Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны). В ней в разных форматах приняли участие 39 студентов.
В открытии конференции приняла участие заместитель директора по научной деятельности Алсу Мирзагитова, а также аспирантка ЕИ КФУ Гульширин Аннадырдыева, представляющая международную организацию миграции агентства ООН в Туркменистане. Она выступила с приветственным словом и добрыми пожеланиями для всех участников конференции, поздравив их с Годом наставника и педагога.
С докладом «НИРС как императив времени» выступила кандидат педагогических наук, доцент Надежда Савина. Красной нитью через еёь доклад проходила мысль о том, что в современных условиях от качества человека, в том числе его исследовательского потенциала, в настоящее время зависит и его личная судьба, и судьба его государства. В связи с этим в последние годы наблюдается усиление требований к качеству образования и развитию науки, как одного из социальных процессов, способствующего «генерации и циркуляции идей» и их развитию до уровня инноваций, технологий и их коммерциализации, что является важнейшим условием создания остро востребованных современных наукоёмких технологий.
Работа конференции продолжалась в трех секциях «Проблемы современного дидактического дизайна и воспитания учащихся в средней общеобразовательной школе», «Современный студент как субъект образовательных отношений» и «Научные интересы иностранных студентов».
На секциях были заслушаны и обсуждались такие темы, как «Способы формирования личностных результатов обучающихся в современной школе» (Абулова Л.П.), «Сравнительный анализ образа семьи во фразеологических выражениях русского и немецкого языков» (Казанцева В.В.), «Варианты сочетания упражнений различной направленности в комплексных занятиях студентов-футболистов» (Бегенджев А.), «Эмоциональное выгорание у студентов» (Тулкинова С.К.), «Социально психологическая компетентность личности студента» (Бесова А.), «Гетеростереотипный образ «туркменская девушка»: по данным свободного ассоциативного эксперимента в русскоязычной аудитории» (Кадырова Г.Д.), «Комплексная методика экономического анализа предприятия» (Чарыева Ш.Ы.) и др.
Лучшими докладами первой секции были признаны доклады:
1 место: Розыкуловой М.А. на тему «Анализ дисграфических и дизорфографических ошибок у детей младшего дошкольного возраста» (научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Штерц О.М.);
2 место: Хамидовой Э. «Алгоритм решения олимпиадных заданий по РКИ: компетентностный подход в области лексики» (научный руководитель: канд. филол. наук, доцент Данилова Ю.Ю.);
3 место: Хасановой Ш.Ш. «Методы и приемы формирования лексического навыка у современных подростков с помощью интерактивных онлайн ресурсов» (научный руководитель: канд. филол. наук, доцент Максимова М.В. Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко, г. Глазов);
3 место: Хамраевой М.В. Проблемы и перспективы личностно-ориентированного обучения школьников (подростков) в Туркменистане и в России» (научный руководитель: ст. преподаватель Халиуллина Л.Р.).
Во второй секции места распределились следующим образом:
1 место – Бегенджев А. «Варианты сочетания упражнений различной направленности в комплексных занятиях студентов-футболистов» (научный руководитель: канд. биол. наук, профессор Мутаева И.Ш.) и Тулкинова С.К. «Эмоциональное выгорание у студентов» (научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Шагивалеева Г.Р.);
2 место – Самандаров Н.С. «Изучение русского языка и культуры народов России иностранными студентами в рамках реализации программы центр открытого образования Глазовского государственного инженерно-педагогического университета им. В.Г. Короленко» (научный руководитель: канд. филол. наук, доцент Богданова Е.Ю. Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко, г. Глазов) и Бесова А. «Социально психологическая компетентность личности студента» (научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Минахметова А.З.);
3 место – Бердыева С.М. «Страхи, обусловленные социальной адаптацией иностранных студентов к новой социокультурной среде» (научный руководитель: ст. преподаватель О.А. Макарова).
В третьей секции студентами было принято решение присудить:
1 место – Шакуловой Ч.М. «Номинации первых блюд в русской кухне: лингвострановедческий аспект» (научный руководитель: канд. филол. наук, доцент Данилова Ю.Ю.);
2 место – Кадыровой Г.Д. «Гетеростереотипный образ «туркменская девушка»: по данным свободного ассоциативного эксперимента в русскоязычной аудитории» (научный руководитель: канд. филол. наук, доцент Данилова Ю.Ю.) и Чарыевой Ш.Ы. «Комплексная методика экономического анализа предприятия» (научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Васильев В.Л.);
3 место – Казанцевой В.В. «Сравнительный анализ образа семьи во фразеологических выражениях русского и немецкого языков» (научный руководитель: канд. филол. наук, доцент Лыскова И.Ю. Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко, г. Глазов) и Каршиеву Ш.А. «Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов» (научный руководитель: канд. соц. наук, доцент Мухаметгалиев И.Г.).
Студенты-победители, чьи доклады отличались актуальностью, научностью, наличием экспериментальных данных будут отмечены грамотами. Остальные участники конференции получат сертификаты.
В процессе обсуждения докладов студенты задавали вопросы. Повышенную вопросительную активность проявили студентки Абулова Л. и Довранова А.
Работа конференции получила отклик от её участников. Так, Хамидова Э. пишет: «Мы, участвуя в конференции, не только выступили, но и слушали, анализировали другие научные исследования. Были озвучены очень интересные доклады, получены хорошие рекомендации по их доработке, связанные с проблемами современного обучения. Спасибо, организаторам и, конечно же, научным руководителям, которые направляют и поддерживают нас, чтобы мы могли проявить себя и в научной сфере». «Я поняла, что, если хорошо знать тему своего выступления, это поможет почувствовать себя увереннее, а также произведёт хорошее впечатление на слушателей», – считает Лейли Абулова.
Студенты выражают благодарность за проведение первой научно-практической конференции для иностранных студентов. «У меня остались очень хорошие и яркие впечатления от этой конференции. Мы слушали доклады друг друга, задавали вопросы, которые нас интересовали и обсуждали решения вместе с преподавателями. Благодарю всех, кто организовывал эту конференцию для нас и, кто участвовал в её работе. Думаю, что эта конференция останется в моей памяти навсегда», – пишет студентка 5 курса Розыкулова Махри.
Эти положительные отзывы студентов означают, что этой конференции «жить» и дальше. Но надо продумать её будущее с учётом того опыта, который мы получили в процессе её подготовки и проведения.