Порядка 200 специалистов из Татарстана и России, Республик Узбекистана и Киргизии будут поднимать актуальные вопросы и делиться опытом их разрешения
Сегодня в стенах Елабужского института стартовал ежегодный Всероссийский форум работников дошкольного образования «Территория детства: современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования», который продлится два дня. О том, как важно обращаться к теме качественного дошкольного образования, говорит и то, что впервые мероприятие пройдет в смешанном формате - с участием педагогов и студентов Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).
Более 40 спикеров из 37 организаций и 200 слушателей из 48 образовательных учреждений Москвы, Волгограда, Барнаула, Уфы, Петрозаводска, Республики Чувашии и большинства городов Республики Татарстан стали участниками юбилейного форума. Отметим, что среди приглашенных спикеров есть и кандидаты педагогических наук и сотрудники университетов Киргизской Республики и Республики Узбекистан.
С приветственным словом к участникам встречи обратилась заместитель директора по научной деятельности Елабужского института КФУ Алсу Мирзагитова: «Добрый день, уважаемый гости! Я рада приветствовать Вас от имени директора Елены Мерзон в стенах нашего института и передать слова благодарности за то, что Вы нашли время и стали участниками такого большого научно-практического события. Уважаемые коллеги, желаю вам плодотворной работы!».
К теплым словам наставления присоединилась ответственный менеджер форума, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, доцент Фарида Газизова и предложила приступить к заслушиванию докладов в рамках пленарной части.
Первой к трибуне поднялась ведущий консультант отдела дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Татарстан (г. Казань) Татьяна Сидорова, которая рассказала о положении дошкольных организаций на образовательной арене Республики, в частности об уже функционирующих организациях, о реализации программы доступности образования, о проводимой работе по ранней профориентации. Особое внимание спикер отвела реализованным и намеченным проектам: например, строительству садов по программе «Содействие занятости женщин».
Как помочь ребенку познавать мир через игры и головоломки продемонстрировала заместитель руководителя федерального экспертного совета Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», руководитель методической службы АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», Отличник народного просвещения РСФСР, соавтор комплексной образовательной программы «Теремок» (г. Москва) Ирина Казунина. Спикер акцентировала внимание слушателей на том, что используемые методики, основанные на требованиях ФГОС, будут актуальны всегда, поскольку и Альберт Эйнштейн, и ведущие специалисты в области педагогики отмечают важность «заинтересованности», «наглядности» и т.д.
«Какие дети – такой и народ», - обратилась к уже крылатой фразе в своем выступлении кандидат педагогических наук, ученый секретарь АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный эксперт Национальной родительской ассоциации, федеральный эксперт Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», (г. Москва) Ирина Дядюнова. Педагог рассказала об истории возникновения и популяризации «науки о юных ребятах», приводя в примеры и то, как образовательные учреждения для детей во время Великой Отечественной войны разрастались с еще большим размахом. В завершение Ирина Александровна обратилась к действующим и будущим воспитателям: «Учитесь и еще раз учитесь, получайте все, что возможно, потому что это позволит выполнить главную миссию –помочь реализоваться ребенку».
Кто такой «наставник»? Почему такому специалисту отводится в нынешнее время большое внимание? На эти и многие другие смежные вопросы ответила профессор, доктор педагогических наук ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», член проблемного совета по экологическому образованию Президиума Российской академии образования, член Общественной Палаты Государственной Думы при Правительстве Свердловской области Людмила Моисеева. Педагог отметила, что наставничество обеспечивает качественный переход на иной уровень знаний, жизненных навыков, мышления и сознания.
Директор АНО «Информационно-аналитический центр», педагог Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского, руководитель проекта внедрения методики В.Ф. Базарного (массовая первичная профилактика школьных форм патологии) в Санкт-Петербурге и Ленинградкой области (г. Санкт-Петербург) Алексей Севериков начал свое выступление с оглашения официальной статистики исследования Научного центра здоровья детей РАМН: согласно данным около 100 % детей, выходя из школы, имеют различные педагогические формы патологии. Это и близорукость, и нарушение осанки, и сердечно-сосудистые заболевания, и т.д. – однако как это прекратить? Спикер предлагает вводить в процесс обучения подвижные игры и иные формы активного взаимодействия между педагогом и воспитанником, воспитанником и воспитанником.
В ходе пленарной части также выступили декан педагогического факультета Киргизского национального университета им. Ж.Баласагына, кандидат педагогических наук, профессор (г. Бишкек, Киргизская Республика) Рахат Сулайманова с темой «Дошкольное образование в Киргизской Республике» и доктор психологических наук, профессор, научный руководитель «АНО Единство», автор программ воспитания (г. Екатеринбург) Наталья Кузнецова с работой «Перспективы развития технологий воспитания патриота России».
V Всероссийский форум работников дошкольного образования «Территория детства: современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования» продолжился публичными лекциями от Ирины Казуниной, Людмилы Моисеевой, Ирины Дядюновой и Вячеслава Воскобовича. Спикеры подробнее раскрыли затронутые ими на пленарной части вопросы.
В продолжении все слушатели отправились на секционные заседания: «Качество дошкольного образования как драйвер развития дошкольного образования», «Моделирование образовательной среды дошкольной образовательной организации с ориентиром на культурный код России», «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования», «Инновационные подходы в дошкольном образовании», «Контент здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных практиках» и «Здоровье развивающей педагогики (для руководителей образовательных организаций)».
Первый день завершился Открытым родительским собранием «Аукцион советов». Ученый секретарь АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Ирина Александровна рассказала о том, как взаимосвязаны «семья» и «детский сад», подчеркивая важность уважительной коммуникации между представителями упомянутых выше ячеек общества. Директор АНО «Информационно-аналитический центр» педагог Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского, руководитель проекта внедрения методики В.Ф. Базарного (массовая первичная профилактика школьных форм патологии) в Санкт-Петербурге и Ленинградкой области Алексей Анатольевич же, в свою очередь, напомнил о необходимости сохранения и развития здоровья каждого ребенка.
«К сожалению, я впервые оказалась на этом форуме, несмотря на уже солидный стаж работы – 19 лет, потому что такой поток разнообразной и полезной информации восхищает с первой минуты. Работать с юными людьми – ответственная задача, поэтому услышать мнения других людей очень полезно», - поделилась воспитатель детского сада «Сказка» (г. Нурлат) Ольга Синдрякова.
Отметим, что завтра участников форума ждет не менее насыщенная программа: знакомство с преподавателями и студентами Уральского государственного педагогического университета, в частности с Уральской школой наставничества, и плодотворная работа на секционных заседаниях.