В «Университетской» школе новая дисциплина уже второй год включена в учебное расписание.
В Елабужском институте КФУ запущен образовательный эксперимент по включению психологии как учебной дисциплины в школьное расписание. Регулярные занятия для учеников уже второй год подряд проводят студенты и преподаватели вуза. Первыми результатами и перспективами этого направления поделились заведующая кафедрой психологии, заслуженный преподаватель Казанского университета Галия Льдокова и куратор проекта, старший преподаватель Наталья Гайфуллина.
- Расскажите, как появилась идея проведения уроков психологии в школе?
- Когда в «Университетской» школе возникали точечные проблемы в определенных классах с тем или иным обучающимся, педагог-психолог совместно с преподавателями кафедры психологии проводили тренинги, направленные на командообразование, развитие навыков договариваться с одноклассниками, умение презентовать себя. Потому что проблемы коммуникации в классе у подростков быстрее решить через групповые формы взаимодействия, тренинги.
Ранее в школе отсутствовал педагог-психолог, и обучающиеся не имели опыта взаимодействия в групповых формах между собой. Это было заметно. Например, некоторые семиклассники не хотели во время занятия сидеть рядом с кем-то из одноклассников, открыто высказывая негативное отношение. Либо могли задеть скромного подростка, для которого педагог-психолог во время тренинга создал ситуацию всеобщего внимания. После тренинга ситуация улучшалась: негативные эмоциональные реакции снизились, ребята начали учитывать вклад каждого члена команды в решение поставленной задачи и достижение результата.
После обсуждения результатов проведенного тренинга с данным классом у коллектива кафедры психологии с директором Елабужского института КФУ Еленой Мерзон возникла идея организовать тренинги для всех подростков в школе с целью предупреждения подростковых проблем и создания психологически безопасной и комфортной среды в школе. Чтобы изменить образовательную среду, требовалось работать со всеми детьми. Но педагог-психолог школы один не в состоянии охватить все параллели 4-8 классов. Вот тогда и пришла идея проведения уроков психологии в школе силами студентов (будущих педагогов-психологов 2 и 3 курсов) в рамках учебных распределенных практик.
- Как организован учебный процесс? Чем он ценен для студентов и школьников?
- Студенты на протяжении всего учебного года закреплены за конкретным классом, которому оказывают посильную психолого-педагогическую помощь. Раз в две недели проводят групповые занятия с классом (тренинги) согласно расписанию, составленному администрацией школы. Также студенты посещают школьные уроки своих подопечных, чтобы проанализировать поведение детей, лучше понять их особенности.
Студенты интересуются обучающимися, взаимодействуют с классными руководителями, чтобы понять причины поведения детей и поделиться собственными наблюдениями, тем самым выстроить единую линию взаимодействия с обучающимся по преодолению личностных и образовательных проблем обучения.
Проект «Уроки психологии» для студентов ценен как раннее вхождение в профессию. Студенты становятся соучастниками образовательных отношений, могут посмотреть на каждого ребенка под другим углом зрения, так как условия и формат общения педагога-психолога и учителя-предметника отличаются.
Обучающиеся школы получают в лице практиканта своего собственного психолога. С ним можно обсудить актуальные вопросы, решить проблемы во время тренинга, поговорить наедине о наболевшем. О том, что не хотят выносить на обсуждение в группе, но готовы рассказать студенту.
- Каковы, на ваш взгляд, главные результаты уроков психологии?
- Результаты для обучающихся школы только положительные – повышение коммуникативных качеств, сплочение коллектива, насыщение подростков в потребности проявить себя перед группой, студентами-практикантами.
Помогая школе в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся, студенты оказывают профилактическую помощь тем обучающимся, которые чувствуют себя «белой вороной». Во время тренингов дети учатся выстраивать доверительные отношения внутри собственного классного коллектива, конструктивно говорить о своих желаниях и чувствах, высказывать свои мысли, не обижая другого.
Студенты отмечают, что дети стали терпимее друг к другу, повысилась самооценка, что отразилось на учебных достижениях – повысилась мотивация к учебе, как способ проявления себя, своих возможностей, своей уникальности перед сверстниками.
- Получив первые положительные результаты, какие задачи вы ставите перед проектом в перспективе?
- Педагоги «Университетской» школы – это часть педагогического коллектива вуза. И чем чаще будет взаимодействие студентов с детьми, педагогов школы и вуза друг с другом, тем более эффективно можно совместно решать проблемы подростков и психолого-педагогического сопровождения обучающихся школы.
Вуз будет всегда иметь реальные представления о проблемах школы, отмечая положительные изменения или педагогические промахи, выступая беспристрастной стороной.