В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешенных противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведется совсем или ведется небольшим количеством заинтересованных людей на местах. Разработав при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьезные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.
Учитывая данные реалии, кафедра Теории и методики дошкольного и начального образования целенаправленно ведет работу по ранней профессионализации детей младшего возраста, организуя деятельность студенческого научного кружка «Stud-Skills, проводя и участвуя в работе конкурсов «Легоград» НМРТ, «Планета будущего» (Набережные Челны), конференции «Актуальные вопросы профориентации детей младшего школьного возраста: профессиональные ответы» и т.д.
В рамках этого направления деятельности кафедра приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях» с международным участием.
Организаторами данной конференции были социальные партнеры: кафедры: «ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск), Центр профориентологии (г. Краснодар), ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского» (г. Вилюйск).
Цель данной конференции: делегировать в образовательное пространство РФ актуальные проблемы и перспективы развития профориентационной работы в непрерывной системе образования.
На конференции в выступлениях участников были представлены актуальные проблемы и пути их решения в образовательном пространстве РФ. Такие как, «Новые подходы и методы профориентационной работы в непрерывной системе образования», «Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы», «Профессиональное становление специалистов, сетевое взаимодействие в условиях профориентационной работы», «Современные модели и технологии профориентационной работы с детьми и взрослыми» и т.д.
Опытом своей работы по разработке проблематики ранней профессионализации детей младшего возраста на конференции поделились заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Газизова, доценты кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Розалия Миннуллина, Татьяна Галич, Ольга Еремеева, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Алеся Нуриева. Они сделали акцент не только на образовательных практиках, разрабатываемых кафедрой ТиМДиНО, но и акцентировали внимание на уникальности опыта работы в данном направлении всего Татарстана. Так, например, был представлен опыт работы республиканского конкурса «Юный мастер», опыт работы технопарков в городах Набержных Челны, Нижнекамск и т.д.
В целом, на итогом обсуждении проблематики конференции, ее участники выразили надежды на то, что уникальность опыта работы по ранней профессионализации в Российской Федерации, будет способствовать всестороннему и комплексному развитию детей в современных образовательных реалиях, обеспечит подготовку подрастающего поколения к решению повседневных жизненных задач, а также создаст дополнительную базу знаний, необходимую для профессиональной и творческой самореализации.