Актуальные проблемы воспитания и обучения детей младшего возраста
Ежегодно на кафедре проходит итоговая конференция преподавателей. В этом году в ней приняли участие магистранты профиля «Управление дошкольной образовательной организацией».
Вопросы подготовки будущих специалистов дошкольного образования представила доцент кафедры Газизова Фарида. Она отметила, что новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста. Подробно остановилась на организации и проведении педагогической практики. Постоянно усложняясь от курса к курсу, педагогическая практика способствует развитию у каждого студента практических навыков, нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, а также художественных, артистических и других способностей, необходимых педагогу. Знакомство с творчески работающими педагогическими коллективами, выполнение различных исследовательских заданий обогащает студентов, способствует их профессиональному становлению.
Старший преподаватель Елена Хабибуллина, продолжая тему подготовки специалистов, остановилась на проблеме развития компетенций педагогов дошкольного образования в рамках реализации ФГОС ДО. Сегодня каждый воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, т.к. это, прежде всего, залог его успешности, а значит востребованности на рынке образовательных услуг. Какие инновационные методы профессионального роста педагогов дошкольного образования используются в ДОО, какие формы и методы деятельности методической службы наиболее эффективные? Все ответы на эти и другие вопросы были изложены с точки зрения собственного практического опыта.
Поиск ответа на вопрос «Почему сегодняшние дети мало поют?» представила доцент кафедры Елена Юсупова. Ею проведены опросы более сотни родителей, воспитателей и учителей с целью выявления потребности детей и их родителей в домашнем пении, уточнения репертуара исполняемых детских песен. По результатам опроса выявилось, что многие взрослые затрудняются даже ответить на вопрос: «Сколько времени вы поете дома сами, и вместе с детьми?» Больше 80% респондентов ответили, что не поют вообще, даже не напевают и не мурлыкают. Дети иногда поют песни, которые разучивают к праздникам в детском саду. Но так как эти песни взрослым часто неизвестны, то примерно через две недели после праздника дети петь перестают.
Психологический облик дошкольника поколения Z представила доцент Татьяна Галич. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Особенности развития современных детей напрямую связаны с индустриальными и технологическими процессами в мире. Ребенок с пеленок окружен всевозможными приборами: музыкальными игрушками, планшетами, компьютерами, мобильными телефонами. Дети легко и быстро разбираются в гаджетах, девайсах, компьютерных играх. Напрашивается закономерный вопрос: кто такой современный ребенок, и что мы о нем знаем? Татьяна Николаевна рассказала об особенностях восприятия мира, мышления и коммуникативной культуры.
Проблемы экологического образования детей дошкольного возраста рассмотрела и представила к обсуждению ассистент кафедры Алеся Нуриева. Ею был сделан обзор ряда экологических программ, которые демонстрируют понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения. Она отметила, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.
Не менее актуальный вопрос для обсуждения был представлен старшим преподавателем кафедры Татьяной Новиковой – речевое развитие дошкольников. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития (Л.С.Выготский). Часто, ставя вопрос, педагоги не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей. Как получить от ребёнка только полные, грамотные ответы? Ведь речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи.
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников – такой доклад представила старший преподаватель кафедры Лилия Ямбулатова. Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В современной ДОО на музыкальных занятиях используются следующие инновационные технологии: здоровьесберегающая технология, которая включает в себя валеологические песенки-распевки, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, игровой массаж; игровые технологии и т.д.
Подводя итоги конференции заведующая кафедрой сделала акцент на вопросах повышения публикационной активности преподавателей кафедры, участия в грантах и конкурсах, в совместных исследованиях.