Какие компетенции развивает образовательная робототехника у дошкольников, рассказали эксперты региональной инновационной площадки вуза.
Лего-, биоморфные и андроидные роботы в школе на уроках и дополнительных занятиях не вызывают удивление – напротив, это направление усиленно развивается. Так, в рамках проекта «РобоСтарт» коллективом ученых института разработано и апробировано первое учебно-методическое пособие по отечественной робототехнике, ежегодно вузом проводятся региональные чемпионаты по робототехнике, а студенческая команда – лидер Всероссийских робототехнических олимпиад – вошла в десятку лучших на World Robot Olympiad в Индии в 2016 году.
Сейчас в Елабужском институте КФУ активно обсуждаются планы по созданию Центра развития детей, где к занятиям с роботами смогут приступить ребята дошкольного возраста и начальных классов. Нужны ли роботы дошколятам или это дань моде? Экспертами в нашей беседе выступили заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования Фарида Газизова и старший преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Елена Любимова.
– Уже два года Елабужский институт КФУ руководит работой региональной инновационной площадки «Образовательная робототехника в современных дошкольных образовательных организациях», в которую включен 51 детский сад Нижнекамского района. Наша работа направлена на совершенствование профессиональных компетенций воспитателей, гармонизацию детско-родительских отношений, разностороннее развитие ребенка в соответствии с ФГОС дошкольного образования, – рассказывает Фарида Самигулловна. – Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь необходим новый подход, способствующий расширению кругозора старшего дошкольника и формированию предпосылок универсальных учебных действий, подготовке к школе. В связи с этим в Нижнекамском районе была выбрана тема, большой интерес к которой проявили и родители, и воспитатели, и, конечно, дети.
С 2016 года для руководителей детских садов, методистов, воспитателей мы проводим обучающие семинары по организации опытно-экспериментальной работы, исследовательской деятельности в области лего-конструирования и робототехники, тренинги и мастер-классы, открытые мероприятия и конкурсы методических разработок.
– Насколько воспитатели готовы к такой работе?
– Нужно признать, что грамотности в этих вопросах воспитателей недостаточно, поскольку при их подготовке такого предмета, как образовательная робототехника, не было, – констатирует Фарида Газизова. – Восполняя этот пробел, мы второй год ведем курсы повышения квалификации «Развитие профессиональной компетентности в области робототехники в условиях ДОУ», получившие высокую оценку экспертов МОиН РТ. Материальная база института, Центр образовательной робототехники позволяют активно проводить практические занятия с углубленным введением воспитателей в мир робототехники.
– Прежде всего, мы затрагиваем морально-нравственные вопросы: как роботы повлияют на жизнь человека в будущем, можно ли робота ударить... Я побуждаю воспитателей задуматься, как они будут выстраивать свою воспитательную работу, включающую взаимодействие с робототехническими системами, – отмечает Елена Михайловна. – В последующих образовательных модулях слушатели знакомятся с принципами устройства роботов, их видами, способами управления, конструированием и программированием. Мы организуем работу с более сложными устройствами, чем представлены в детских садах, чтобы воспитатели могли провести занятия для дошкольников, основываясь на любом наборе. Конечно, важный раздел – это методика. Изучается опыт внедрения детской образовательной робототехники, анализируются существующие проекты, чтобы в дальнейшем можно было создать свою авторскую программу, учитывающую особенности каждого детского сада.
– Какой уровень сложности в занятиях с робототехникой устанавливается для дошкольников?
– Программные требования в соответствии с каждым возрастам декларированы в ФГОС. Существуют различные линейки устройств: знакомые многим лего-конструкторы, а также наборы, которые позволяют не только конструировать, но и понимать, например, что такое временная передача, как будет двигаться робот, что такое контроллер, моторы. При постановке задач учитывается, что дети дошкольного возраста могут заниматься лишь при частой смене видов деятельности. Вместе с тем, возрастная планка периодически опускается, ведь обучение должно быть развивающим, опережающим, – отмечает Елена Любимова.
– На одном из наших республиканских семинаров в Набережных Челнах в детском саду №98 было продемонстрировано, как дети самостоятельно программируют роботов. У кого-то был кран, который перевозил грузы, другие конструировали ворота, которые автоматически открывались при приближении предметов. Дети способны не только собирать, но и подключать программное обеспечение, приводящее в движение роботов. Причем, занятия робототехникой – тот вид обучения, где дети сами увлеченно, заинтересованно стремятся к достижению результатов, их не требуется дополнительно мотивировать, – дополнила Фарида Газизова.
– Есть в детских садах Нижнекамска, Елабуги, где организована работа региональных инновационных площадок, необходимое оборудование для занятий робототехникой?
– По примерной оценке более 30 процентов дошкольных учреждений Нижнекамска уже имеют необходимые наборы, другие планируют их закупить, – сообщает Фарида Самигулловна. – В Елабуге выбрано другое направление работы с ДОУ, акцент делается на духовно-нравственный компонент с учетом народной и музейной педагогики. При этом оно не вытесняет робототехнику: желающие воспитатели проходят курсы повышения квалификации в нашем вузе и по этой тематике.
Думаю, в скором времени елабужане, заинтересованные в развитии своих детей, смогут посещать занятия по робототехнике в здании факультета психологии и педагогики Елабужского института КФУ на улице Азина. В данный момент там оснащены кабинеты для психодиагностики, психологических тренингов, сенсорная комната. Открытие специализированного оборудованного класса для дошкольников, учеников начальной школы планируется уже в этом году.
В ходе нашего проекта использование робототехники показало высокую эффективность в воспитательном процессе, оно успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Я думаю, что за данной технологией большое будущее, поэтому мы обязательно должны развивать это направление.