С 17 по 29 марта 2025 года прошли курсы повышения квалификации для учителей по программе «Реализация образовательных программ предметной области «Математика и информатика» на основе использования технологий искусственного интеллекта»
Учителя из Елабуги и Набережных Челнов, Елабужского, Менделеевского и Тукаевского районов в течение двух недель изучали актуальные темы, касающиеся воспитания, обучения и безопасности. Курсы стали площадкой для обмена опытом и освоения инновационных подходов обучения и воспитания в средней школе.
Образовательный процесс проводился по нескольким направлениям. Слушатели изучали современные нормативно-правовые основы, в том числе вопросы безопасности образовательной среды, знакомились с профилактикой экстремизма и оказанием первой помощи. Отдельное внимание уделялось психолого-педагогическим аспектам: методам профориентации, воспитательной работе по формированию у обучающихся системы духовно-нравственных ценностей и др. Основной блок был посвящен цифровым технологиям — от применения ИИ при решении педагогических задач до стажировки, где участники отрабатывали навыки на практике. Занятия вели опытные преподаватели.
Ст. преподаватель кафедры педагогики Елена Салимуллина рассказала о методах формирования у школьников гражданской позиции, патриотизма и духовно-нравственных ценностей, акцентируя внимание на связи воспитания с современными образовательными стандартами.
Ст. преподаватель кафедры биологии и химии Эльвира Гафиятуллина, в свою очередь, обучила педагогов алгоритмам действий в экстренных ситуациях: от оказания помощи при травмах до реанимационных мероприятий. Ее тренинги с использованием манекенов и симуляторов помогли учителям отработать навыки на практике, чтобы в критических ситуациях действовать быстро и уверенно.
Доцент кафедры математики и прикладной информатики Эльвира Галимуллина провела ряд практико-ориентированных занятий по освоению ИИ-инструментов, затронув важные вопросы предотвращения алгоритмической дискриминации, сохранении прозрачности решений, учета этических аспектов применения ИИ-инструментов и поддержании баланса между технологиями и гуманистическими ценностями образования.
Для учителей математики доцент Андрей Костин прочитал лекции по статистике, теории вероятностей и провел практические занятия по решению нестандартных математических задач.
Несколько мастер-классов в рамках стажировки провел ассистент кафедры математики и прикладной информатики, учитель информатики ОШ «Университетская» Вадим Кормишин, на которых затронул проблемы адаптации ИИ-технологий к школьным условиям.
Елена Любимова, куратор курсов, представила практикум по использованию ИИ в образовательном процессе, разработанный ею в соавторстве с доцентом кафедры математики и прикладной информатики Татьяной Анисимовой онлайн-курс «Искусственный интеллект для педагогов», применялся во время реализации дистанционного модуля, что позволило слушателям освоить теоретический материал без отрыва от основной работы, в удобное для каждого из них время и приемлемом темпе. Именно поэтому на очной части курсов повышения квалификации слушателям удалось погрузится в практику работы с различными ИИ-сервисами.
Участники высоко оценили практическую направленность курсов. Например, Марина Ермакова, учитель информатики СОШ №41 г. Набережных Челнов, отметила, что освоила новые способы применения технологий ИИ в своей работе: «Во время занятий мы изучали возможности различных сервисов, обсуждая их достоинства и недостатки, а также генерировали идеи применения возможностей нейросетей в практике работы учителя».
Елена Любимова, подчеркивает: «Искусственный интеллект в образовании должен стать связующим звеном между инновациями и гуманизмом. Ключевая задача — не только научить учителей работать с технологиями, но и сохранить фокус на личности ученика, его праве на конфиденциальность, справедливость и развитие критического мышления. Только так ИИ сможет стать союзником, а не препятствием в формировании гармонично развитого поколения».
По итогам курсов все слушатели отметили рост своей цифровой компетентности и готовы внедрять ИИ-инструменты в свою работу. Организаторы курсов отмечают, что такие программы доказывают, что технологии становятся надежными помощниками в организации образовательного процесса, усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.