Доцент Елабужского института КФУ Гузалия Шагивалеева организовала работу круглого стола по психологической безопасности.
Гузалия Шагивалеева приняла участие в работе регионального семинар – практикума по теме «Управление рисками в образовании», который состоялся на базе МБОУ «Танаевская средняя школа» ЕМР РТ.
Участники семинара: преподаватели ГАОУ ДПО «ИРО РТ», преподаватель Елабужского института (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, специалисты МКУ «Управление образования» ЕМР РТ, руководители, заместители руководителей образовательных организаций школ Елабужского муниципального района, городов Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск, Мамадыш.
Цель регионального семинар – практикума: повышение профессиональной компетентности педагогов, выработка единой педагогической позиции.
С приветственным словом перед участниками регионального семинар-практикума выступил Вегера В.Н., директор МБОУ «Танаевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Программа семинар-практикума включала мастер-классы, проектные сессии, публичные выступления директоров школ, методистов управления образования, педагогов вузов РТ.
Работу круглого стола «Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения её участников» организовала доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, Шагивалеева Гузалия Расиховна. В процессе работы круглого стола участники семинар-практикума обсуждали проблему создания психологической безопасной образовательной среды как одно из важнейших условий повышения эффективности образовательного процесса на сегодняшний день в современном мире.
Было отмечено: «….образовательная среда является также частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой. Образовательная среда – фундамент любого общества, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными Существенным признаком хорошей (для личностного развития) среды, может выступать психологическая безопасность образовательной среды. Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза». Увеличение количества рисков и угроз в образовательной среде влечёт за собой нарушение эмоционально-личностной сферы школьников и появление негативных переживаний, в том числе и суицидальных наклонностей».
Во время круглого стола с участниками семинара-практикума обсуждались следующие ключевые проблемные вопросы:
– в чем заключается психологическая безопасность во взаимодействии участников образовательной среды?
– Каковы риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность во взаимодействии?
– Каковы наиболее важные условия образовательной среды, создающие и обеспечивающие психологическую безопасность во взаимодействии?
–Какие социальные навыки способствуют решению проблем психологической безопасности во взаимодействии?
– Каковы средства решения конфликтных ситуаций в образовательной среде.
Участникам семинара было предложено в ходе коллективного обсуждения в группах, разработать:1 группе – модель образовательной среды; 2 группе – модель психологического здоровья обучающихся; 3 группе – модель психологического здоровья педагогов; 4 группе - модель психологической безопасности образовательного процесса; 5 группе - модель психологической безопасности пространства (актуальное состояние данной проблемы в общеобразовательном учреждении). По завершению работы представитель от каждой из групп презентовал коллективное видение обозначенного аспекта в виде конкретных рекомендаций по обеспечению психологической безопасности образовательной среды.
Участников семинара-практикума «Управление рисками в образовании» приветствовали воспитанники МБДОУ «Танаевский детский сад» ЕМР РТ, ДХШ №1 имени И.И. Шишкина, МБУ ДО «ДМШ №2 ЭДО» г. Елабуга и обучающиеся школы. Была организована выставка проектных и творческих работ учащихся «Галерея искусств».