Региональный научно-практический семинар
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ» 26 ноября 2024 года
Уважаемые коллеги!
В современном мире лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предоставляются равные с другими членами общества права и возможности, которые закреплены в различных правовых актах международного и федерального уровней.
В последние годы в нашей стране, как и во всем мире число лиц с ОВЗ значительно возрастает, в связи с чем возникает необходимость в изменении сложившейся ситуации с обучением и воспитанием инвалидов в лучшую сторону на всех ступенях. Начала осуществляться подготовка специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако приходится сталкиваться с ситуацией когда среди будущих специалистов также имеются лица с ОВЗ и инвалидностью. И проблема их профессиональной подготовки, обучения, реабилитации и сопровождения остается сложной. Сказывается теоретическая ограниченность подходов к развитию специального образования в вузах. К сдерживанию поиска и обоснования новых форм в сопровождении взрослых-инвалидов привела односторонняя ориентация на обучение и воспитание детей с ОВЗ. В результате приходится констатировать, что сегодня в России теория и практика психолого-педагогического сопровождения представителей взрослого населения с отклонениями в развитии значительно страдает.
Мы все больше стали сталкиваться с проблемой незнания и неумения осуществлять социально-психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с ОВЗ в системе высшего образования.
Чтобы преодолеть негативные тенденции в профессиональной подготовке названной категории обучающихся, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению и организации профессионального становления, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования как в нашей стране, так и за рубежом. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты лиц с инвалидностью, их обучения, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.
В сфере внимания педагогики и психологии сегодня находятся именно вопросы переосмысления концептуальных подходов к профессиональной подготовке молодых людей с ОВЗ и совершенствования содержания их обучения в «специальных» или «общих» группах профессионального образования, позволяющего им получить определенный квалификационный уровень по рабочим профессиям. Преодолеть особенности развития, ввести студента в общепринятые нормы социального и общественного поведения, профессионального взаимодействия с социумом можно, используя особым способом построенное образование, выделяющее специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Данная проблема в настоящее время, стала актуальной для педагогического коллектива любого вуза обучающего студентов с ОВЗ. Практика показывает, что не каждый педагог может работать с такими обучающимися, эффективно организовывать учебный процесс, добиваться ощутимых результатов в изменении их поведения, в освоении профессии. Не у всякого педагога, мастера профессионального обучения хватает готовности, эмоционально-психологической устойчивости, толерантности во взаимоотношениях с обучающимися. Трудности возникают в установлении контактов, налаживании доверительных отношений, управлении ситуацией, нахождении нестандартных приемов в решении конкретных задач.
Цель семинара: совершенствование научно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования.
Задачи:
Подробнее: региональный семинар Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ 2024