С 21 ноября по 26 ноября 2022 года в Елабужском институте ЕИ КФУ проводится Неделя психологии, посвященная Дню рождения университета и Дню психолога
Неделя психологии началась с открытой лекции старшего преподавателя Наили Исмаиловой «Когнитивные искажения: первый уровень угрозы психическому здоровью».
Педагог рассказала о нелогичных, предвзятых умозаключениях или убеждениях, которые искажают восприятие реальности, как правило, в негативном ключе. Явление это - довольно распространенное, но, если не знать, в чем оно выражается, распознать его нелегко. В большинстве случаев это результат автоматических мыслей, настолько естественных, что человек даже не отдает себе отчета в том, что может их изменить.
Понятие «когнитивные искажения» одними из первых ввели израильские психологи Даниэль Канеман и Амос Натан Тверски в начале 1970-х годов. Они изучали влияние стереотипов на мышление людей и пришли к выводу, что определенная специфика человеческого мышления является причиной возникновения когнитивных искажений. За много лет исследований Д. Канеман А. Тверски выяснили и экспериментально доказали, что человеческими поступками руководит не только и не столько разум людей, сколько их иррациональность и ошибки. Имеются в виду умственные ошибки или «ловушки», которые мешают человеку принимать адекватные решения и способствуют ему в том, чтобы делать ошибочные выводы.
Решения и суждения человека зачастую оказываются далеки от рациональности. И данные отклонения от нормы рациональности носят вовсе не случайный, а систематический характер. Подобные ошибки принято называть когнитивными искажениями.
Наличие когнитивных искажений в мышлении человека затрудняет процесс принятия решений, формирования корректных и рациональных умозаключений. Они неблагоприятно влияют на жизнедеятельность человека, снижают его продуктивность, могут привести к отказу от действий, необходимых для достижения успеха.
Когнитивные искажения не являются чем-то уникальным – они присущи большинству людей и существенно ограничивают человеческий разум. Причинами искажений может быть переизбыток информации, нехватка информации, чрезмерная скорость реакции на возникающие обстоятельства, мнемические особенности человека и др. Общий список насчитывает сотни искажений.
В течение лекции студенты узнали о наиболее часто встречающихся когнитивных искажениях как: прайминг, ошибка хайндсайта или ретроспективные искажения, феномен долженствования, эффект ореола и страуса, ошибка техасского или меткого стрелка, феномен Баадера – Майнхоф. Каждый из них имеет свою отличительную особенность формирования, убеждающую силу и социальную опасность. Выше обозначенные когнитивные искажения были проанализированы с теоретического, этимологического и практического аспектов влияния на сознание людей.
Лекция вызвала интерес у студентов, эмоциональный отклик и оживленное обсуждение. Многие студенты говорили, что они используют когнитивные искажения, но не думали, что они являются умственными ловушками. Некоторых студентов удивил факт поиска решения человеком в неопределённых ситуациях через шаблоны и готовые «рецепты», навеянные СМИ, примерами значимых людей. В итоге был сделан коллективный вывод о том, что знание студентов о когнитивных искажениях будет способствовать повышению их профессиональных компетенций и квалификации в области убеждения и влияния.