Доклады были представлены по направлениям «Прикладная биология» и «Методика преподавания биологии и химии».
Тематики докладов, которые приводятся ниже, затрагивали вопросы оценки состояния окружающей среды, прикладные исследования в области технологии обучения биологии и химии учащихся.
Афонина Е.А. Современное экологическое состояние и анализ флоры сосудистых растений памятника природы Республики Татарстан «Склон Коржинского».
Докладчиком были затронуты вопросы флористического изучения «Склона Коржинского». Склон Коржинского – это уникальный природный объект, являющийся участком каменистой степи и имеющий эталонное и научно-практическое значение в связи с особенностями его растительного покрова. В настоящее время является государственным природным заказником регионального значения, площадью 150 га. Расположен в Приволжском федеральном округе Республики Татарстан в Новошешминском районе. Впервые он был описан выдающимся русским ботаником, академиком С.И. Коржинским в 1884 году.
Флористическое исследование проводилось в полевой сезон 2019-2020 гг. При анализе флоры использовали маршрутный метод. Целью исследования было выявление видового состава и эколого-биологических особенностей флоры памятника природы РТ «Склон Коржинского». В ходе инвентаризации флоры было выявлено 43 вида сосудистых растений, относящихся к 33 родам и 16 семействам. Исследование травянистого покрова «Склона Коржинского» важно, так как степные участки являются важной составной частью естественного растительного покрова Татарстана, где сохранилось естественное биологическое и ландшафтное разнообразие.
Гафиятуллина Э.А. Подготовка школьников к олимпиаде по биологии.
Докладчиком были затронуты вопросы подготовки обучающихся СОШ к олимпиадам как одному из способов их профессиональной ориентации. Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Олимпиады по биологии развивают творческий потенциал, познавательную активность школьников и способствуют профессиональной ориентации детей. Для обеспечения успешной подготовки школьников к олимпиадам по биологии, необходимо организовать данный вид работы в течение всего учебного года. Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и условий для развития творческих способностей.
В докладе обобщен многолетний опыт подготовки школьников к практическому туру регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии на кафедре биологии и химии ФГАОУ ВО Елабужского института КФУ.
Гибадулина И.И. Изменение мезоструктурных характеристик листа липы мелколистной в условиях техногенного загрязнения среды.
Цель работы состояла в изучении влияния абиотических (микроклиматических) условий локальных мест произрастания на мезоструктуру листовой пластинки у липы мелколистной в насаждениях крупного промышленного города Набережные Челны. Исследования проведены в г. Набережные Челны – одном из ведущих центров машиностроения России, где градообразующим предприятием является ПАО «Камский автомобильный завод». Липа мелколистная широко используется в озеленении города.
В условиях городской среды у липы мелколистной происходят значимые изменения мезоструктуры листа, при этом по мере нарастания антропогенной нагрузки (в основном, при увеличении показателя ИЗА и содержания формальдегида) возрастают число клеток мезофилла и их линейные размеры. Клетки столбчатого мезофилла листа оказываются более чувствительными: их линейные размеры обладают в большей степени изменчивостью, чем клетки губчатого мезофилла.
Захарченко Н.В. Принципы разработки ФОС по биохимии для дистанционной формы обучения.
Докладчиком был представлен опыт использования ФОС по биохимии при дистанционном обучении. Дистанционная форма обучения для дисциплин, имеющих лабораторный практикум, потребовала обновления содержания фонда оценочных средств. Появляется необходимость более широкого применения ситуационных задач по различным разделам биохимии, составления заданий, требующих обоснования решения на основе практических знаний по химии.
Курс биохимии студенты осваивают на третьем курсе, когда уже сформированы навыки работы с химическим оборудование, известны принципы и закономерности протекания реакций с участием органических веществ. Это становится основой при разработке новых форм заданий прикладного характера, которые должны мотивировать студента к самостоятельному поиску решения.
Кузьмин П.А. Эколого-физиологические особенности березы повислой в условиях городской среды.
Приводятся результаты исследований особенностей биохимического состава березы повислой с учетом экспозиции кроны дерева в условиях крупного промышленного центра г. Набережные Челны (Республики Татарстан). Дисперсионный многофакторный анализ результатов исследований показал, что на исследуемые показатели в листьях березы повислой достоверное влияние оказали комплекс условий произрастания, период вегетации, экспозиция расположения листьев и взаимодействие этих факторов.
В магистральных насаждениях в листьях северной экспозиции отмечалась более высокая концентрация аскорбиновой кислоты в течение всего периода активной вегетации растений, а активность аскорбинатоксидазы, наоборот, была выше в листьях южной экспозиции в июне и июле. В насаждениях санитарно-защитных зон промышленных предприятий и магистральных посадках (июль, август) отмечены более высокое содержание танинов в листьях северной экспозиции, по сравнению с листьями южной экспозиции. Активность полифенолоксидазы в июне у растений санзон в листьях северной экспозиции была наибольшей, в остальных случаях достоверных отличий не выявлено. Исследуемые вещества являются важными элементами сети метаболических реакций антиоксидантной системы защиты растений, направленных на компенсацию негативного воздействия совокупности загрязнителей воздуха.
Куланина С.В. Особенности использования ЭОР в организации работы студентов во время дистанционного обучения.
Электронные образовательные ресурсы являются дополнительным инструментом обучения и самостоятельной работы студентов. Применение ЭОР должно привести к повышению интереса студентов к изучаемой дисциплине, повысить качество усвоения учебного материала, повысить качество обучения.
ЭОР во время дистанционного обучения позволяет сделать процесс обучения индивидуальным и позволяет обучающимся более рационально планировать время. Предварительная самостоятельная подготовка обучающихся не только во время дистанционного, но и во время очного обучения позволяет повысить качество проведения практических и лабораторных занятий. Кроме того, ЭОР во время дистанционного обучения позволяет обучающимся самокритично оценить свои знания и умения при подготовке к промежуточной аттестации.
Леонтьев В.В. Разнообразие простейших по данным фото- и видеосъемок.
Докладчиком представлена информация по результатам культивирования протистов в лабораторных условиях. В емкостях при культивировании простейших в воде, изъятых из различных водоемов, были получены культуры саркодовых (голых амеб, раковинных амеб, солнечников), мастигофор (эвглениды), инфузорий (сувоек, туфелек, стилонихий и других), диатомовых, нитчатых и других водорослей. Были сделаны уникальные фото- и видеосъемки представителей этих групп, в том числе бинарное деление сувойки, конъюгация инфузории-туфельки, движение амебы. В поле внимания попали также другие микроорганизмы: планарии, коловратки, акариды, микронематоды и кольчецы.
Леонтьева И.А. Технология «Перевернутое обучение» в образовательном процессе.
«Перевернутое обучение» представляет собой форму смешанного обучения, которое сочетает в себе технологии традиционного и дистанционного образования. Данная технология впервые появилась в начале 90-х гг. ХХ века благодаря профессору Гарвардского университета Эрику Мазуру. «Перевернутое обучение» – такая модель организации учебного процесса, при которой студенты сначала самостоятельно изучают учебные материалы по изучаемой дисциплине, а потом на аудиторных занятиях под руководством преподавателя выполняют задания, проводят дискуссии, участвуют в индивидуальной и групповой деятельности.
В кратком сообщении представлены этапы становления технологии «перевернутое обучение», показаны особенности использования данной технологии при изучении биологических дисциплин, раскрыта роль преподавателя как консультанта, стимулирующего обучающихся на совместную работу и самостоятельные исследования.
Масленникова Н.Н. Организация самостоятельной работы студентов в рамках модернизации образования.
Доклад затрагивает вопросы использования педагогической модели «перевернутый класс», направленной на повышение эффективности самостоятельной работы студентов в образовательном процессе вуза. Необходимость поиска способов оптимизации организации контактной и внеаудиторной работы обусловлена сокращением количества часов, отводимых учебными планами на данные формы работы. Результаты использования рассматриваемой модели в практике вуза подтвердили ее эффективность, позволив оптимизировать временные затраты студентов на изучение материала учебных дисциплин.
Ребрина Ф.Г. Способы организации самостоятельной работы студентов в Microcoft Teams.
Елабужский институт КФУ осуществляет свою работу на корпоративной платформе Microsoft Teams с марта 2020 г. в связи с пандемией коронавирусной инфекции и переходом на дистанционное обучение. В докладе проанализированы возможности Microsoft Teams для организации самостоятельной работы студентов во время проведения on-line лекций и практических занятий, а также при самостоятельном освоении студентами пропущенных тем или тем, предназначенных полностью для самостоятельного изучения.
Microsoft Teams обладает возможностями размещения заданий для студентов с их последующим оцениванием. Приложение «One Not» или записную книжку можно использовать как для групповой работы, так и для выполнения индивидуальных заданий преподавателя.
Подобные конференции очень полезны, позволяют коллегам обмениваться опытом и представить свои исследования на обозрение.