Об изменениях в учебной программе вуза и тяготах военного времени рассказала доцент Гульнара Бурдина.
Студенты первых-третьих курсов отделения филологии и истории посетили лекцию «Елабужский государственный учительский институт в годы Великой Отечественной войны» и погрузились в прошлое благодаря документам и архивным фотографиям музейного фонда вуза.
Доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Гульнара Бурдина начала выступление со слов, что в 1941 году около половины преподавательского состава отправились на фронт, поэтому срочно требовались квалифицированные кадры. Приемная кампания этого года осталась прежней: сотрудники вуза ездили по городам и селам с агитационной работой, однако сам учебный процесс был модернизирован. Теперь студенты не только изучали профильные предметы, но и получали знания по сельскохозяйственным специальностям, военной подготовке и санитарному делу. Ребята практиковали полученные знания в Танаевском лесу и работали в полях с августа по сентябрь. Как отметил спикер, с 1942 года хорошистам и отличникам, а также инвалидам войны начала выдаваться стипендия. Отметим, что в то время обучение проходило только на платной основе.
Большой вклад в укрепление преподавательского состава и самого образовательного процесса внесли эвакуированные на территорию института учебные заведения. К ним относятся Ленинградский государственный университет, Воронежский государственный университет, Казанский педагогический институт и Чистопольский учительский институт. Важно, что преподаватели также занимались благоустройством Елабуги. Так, благодаря их работе начали разрабатывать гематоген и улучшились навыки селекционирования. Как отметила Гульнара Мансуровна, преподавателям было сложнее студентов в военный период: им недоставало еды и одежды, они часто болели.
«Тяжело говорить, когда дело касается военного времени. Я не в первый раз слышу эту информацию, но легче не становится. Я горд историей своего вуза, и услышанная информация вновь тому подтверждение. Лишь хочется, чтобы подобных катастроф больше не было, а мы начали прислушиваться к нашим бабушкам и дедушкам, которые пережили такое и остались людьми с большой буквы», – поделился после лекции студент отделения филологии и истории Кирилл Уманчик.
В декабре 1941 года начали открываться различные кружки на базе института, ставили спектакли, пьесы о мирном времени, активно протекала научная деятельность.
«Несмотря на трудности военного периода, жизнь в этом здании текла очень активная и яркая. Ничто не влияло на позитивный настрой студента, исследовательскую деятельность преподавателя, хоть и в обмороки падали, и в лаптях ходили. Достаточно продуктивно этот период прошел для Учительского института, и уже в 1954 году был образован Государственный педагогический институт. Война внесла свои коррективы, но к счастью, база осталась очень хорошей», – завершила лекцию Гульнара Мансуровна.