На прошлой неделе завершилась обработка результатов полевого этнографического исследования, проведенного студентами факультета истории и юриспруденции под руководством старшего преподавателя кафедры всеобщей и отечественной истории Андрея Виноградова.
Целью исследования было выяснить, что помнят жители деревни Новый Кокшан Менделеевского района РТ о химическом заводе, который работал там с 1850 по 1921 год.
Кокшанский химический завод принадлежал известным елабужским промышленникам Ушковым и являлся крупнейшим не только в Российской империи, но и во всей Европе по выработке некоторых химических реагентов. Производившийся здесь хромпик долгое время экспортировался в страны Западной Европы ? Германию, Великобританию, Голландию ? где высоко ценился за свое качество.
Обратной стороной крупного промышленного производства была катастрофическая экологическая ситуация вокруг завода. В 1882 году ему удалось стать ?рекордсменом? среди всех российских предприятий не только по объемам выработки, но и по показателям заболеваемости рабочих: здесь она могла достигать 100%. Не менее впечатляющей была и смертность ? по воспоминаниям современников, редкие люди могли продержаться на химическом заводе больше 7 лет.
Однако особенность Кокшанского завода заключается в том, что он продолжает вредить окружающей среде до сих пор ? спустя почти сто лет после своего закрытия. В деревне Новый Кокшан остались большие кучи отходов, состоящие из токсичных химических соединений. Говорят, что если животное попьет воды из лужи рядом с терриконами, оно может умереть. В почве полей вокруг деревни, по словам местных жителей, содержится вся таблица Менделеева ? который, к слову, работал на этом заводе в конце XIX века.
Как выяснилось в ходе полевых исследований, местные жители из числа потомков рабочих прекрасно помнят, что завод отличался своей антисанитарией. Студентам Елабужского института удалось побеседовать с жительницей Кокшана, бабушка которой в период работы на предприятии Ушковых (около 1913 года) лишилась носовой перегородки: воздух в цехах содержал столько ядовитых испарений, что они буквально разъедали верхние дыхательные пути. При этом владельцы не считали нужным выдавать рабочим какие-либо средства защиты, кроме халатов и рукавиц, которых могло не хватать и на несколько дней. Кокшанцы уверяют, что рядом с их деревней есть малоизвестная братская могила, в которой покоится без малого две сотни человек, а надпись на надгробии гласит: ?Рабочие красильного цеха?. На ее поиски члены экспедиции планируют отправиться в следующий сезон.
Материалы этого полевого исследования заинтересовали петербургских специалистов в области этнографии. В рамках предстоящей конференции ?Экологическая история в России: этапы становления и перспективные направления исследований? научный сотрудник Российского этнографического музея Станислав Петряшин совместно с руководителем экспедиции старшим преподавателем кафедры всеобщей и отечественной истории Андреем Виноградовым представят доклад об экологическом сознании заводских рабочих.
Главное же достижение проведенной работы заключается в том, что дошедшие до наших дней сведения об истории Кокшанского завода и заводском быте уже не канут в Лету: они будут храниться в архиве кафедры всеобщей и отечественной истории Елабужского института КФУ и смогут послужить в качестве источников для самых разнообразных исторических исследований.