В лекциях затрагивались риски педагогики деперсонализации, аспекты ФГОС и ЕГЭ, конформизма и многообразия.
По приглашению руководства вуза доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования Александр Асмолов посетил Елабужский институт КФУ. Александр Григорьев осмотрел университетский комплекс и провел встречи с педагогами и студентами. Гостя слушателям представляла директор института Елена Мерзон, которая отметила вклад Александра Асмолова в науку и развитие образования, поблагодарив за визит и участие.
Лекция для преподавателей, учителей «Университетской» школы и гостей вуза была посвящена изменениям в образовании и рискам педагогики деперсонализации. В ходе беседы лектор пояснил, что мы живем в сетевом мире, мире цифровой социализации, в чем учителя зачастую отстают от учеников. Академик акцентировал внимание на примат контроля над развитием, аспекты целесообразности ЕГЭ, слепоту к разнообразию.
«Главный вопрос образования – все мы разные, все мы непохожие, одинаковых людей не бывает. Поэтому образование – самое тяжелое мастерство работы с непохожими людьми», – подчеркнул Александр Григорьевич.
Также были затронуты проблемы демотивации детей и учителей, «школяризации» дошкольного образования, ранней профилизации, недооценке практического интеллекта.
«Пока не будет понимания, что пединституты, что учителя – это самое мощное производство, производство личности, ничего не получится. Все слышат, что искусственный интеллект важнее всего. А я задаю наивный вопрос: кто-нибудь знает, что такое естественный интеллект? Кто-нибудь понимает, что именно естественный интеллект производит искусственный интеллект?» – обратил внимание аудитории на острую проблему академик.
«Уже второй раз в наш институт приезжает Александр Григорьевич, и снова его лекция произвела на меня большое впечатление. Все идеи, озвученные академиком, откликалась во мне – потому что я придерживаюсь этих же принципов. Ведь школа – это не только про уроки, а про разностороннее развитие и воспитание человека с большой душой, горячим сердцем, умеющего критически мыслить и быть ответственным за свои поступки», – поделилась мнением учитель «Университетской» школы Камилля Юрикова.
Вторая встреча лектора прошла с молодежью – студентами колледжа и отделений института. Александр Григорьевич вызвал аудиторию на диалог, задавая вопросы, не имеющие однозначных ответов: в чем особенности сегодняшнего поколения, сколько детей должно быть в семье, что такое конформизм, что такое любовь.
«Не бойтесь говорить. Неправильный ответ – это подарок. Педагог это тот, кто любит ошибки учеников», – дал совет Александр Григорьевич.
После горячей дискуссии спикер отметил многообразие точек зрения, услышанных в зале, и призвал студентов оставаться «почемучками». Александр Асмолов отметил, что в образовании часто задаются вопросы чему и как учить, но гораздо реже – зачем учить. А это очень важно.
В ходе визита Александр Григорьевич посетил здание отделение психологии и педагогики, где осмотрел оснащение кабинетов, поинтересовался методиками преподавания. За круглым столом с преподавателями кафедры психологии состоялось обсуждение актуальных вопросов: роли психолога в школе, значения ФГОС и универсальных учебных действий, уместности ранней профориентации, а также формирования преадаптивной модели личности, готовой к вызовам эпохи неопределенности.
В дар вузу Александр Асмолов передал ряд своих трудов и редких изданий, затрагивающих проблемы психологии и образования.