Ученые, педагоги и студенты приняли участие в мероприятии в онлайн и офлайн форматах
Сегодня в стенах Елабужского института состоялась Международная научно-практическая конференция «Литературная педагогика и читательская грамотность: новые форматы и практики». Порядка 150 ученых, исследователей и педагогов из Российской Федерации, Республик Беларуси и Узбекистана, а также из Приднестровской Молдавской Республики присоединились к обсуждению актуальных вопросов в онлайн и офлайн форматах.
С приветственным словом к участникам встречи обратилась заместитель директора по образовательной деятельности Ирина Михайлова: «Позвольте поприветствовать наших гостей от имени директора Елабужского института КФУ Елены Мерзон. В наше время вопрос чтения и повышения уровня читательской грамотности является одним из наиболее острых, поэтому вот уже в третий раз в институте проходит международная научно-практическая конференция». Ирина Петровна подчеркнула, что литературная педагогика как новое направление развития образования стала объектом исследования ученых и преподавателей Елабужского института КФУ примерно 5 лет назад, и связано это с активной подготовкой педагогических кадров. Спикер добавила, что на данный момент силами преподавателей и студентов уже реализуются проекты, например, «Мультимедийный Атлас буктрейлеров», и проводятся различные конкурсы и круглые столы с целью популяризации читательской грамотности.
Пленарное заседание продолжилось прочтением докладов. Первым выступил начальник управления мониторинга качества образования, старший научный сотрудник лаборатории гуманитарного образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (г. Минск) Вячеслав Короткевич с работой «Формирование и развитие эмоционального и духовного интеллекта учащихся средствами литературной педагогики». Свое выступление спикер начал с разграничения понятий эмоциональный интеллект и духовный интеллект, отмечая, что литература способна повлиять и на первое, и на второе, формируя умение сопереживать, перенимать модели поведения и созерцать культурам разных стран, погружая читателей на страницы произведений. Вячеслав Иванович также очерчивал этапы эмоционального воздействия на обучающихся и приводил примеры с их реализацией. В завершение научный сотрудник обратил внимание присутствующих на то, что в работе по формированию эмоционального и духовного интеллекта важна системность и комплексность действий.
«Дом может быть разным, но для каждого он по-своему ценен», - продолжила конференцию доктор педагогических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и методики обучения Вятского государственного университета (г. Киров) Елена Галицких. Начиная выступление, педагог предложила присутствующим в зале выполнить небольшое творческое задание – нарисовать дом, который в ходе обсуждения они будут дополнять смысловыми лексемами. Елена Олеговна зачитывала стихотворения Михаила Польского, приводила ассоциативные ряды на буквы «д», «о», «м» от обучающихся образовательных учреждений, обзорно перемещала слушателей на улицы Кирова и в дома-музеи, доказывая, как важны живые ассоциации и воспоминания о родном доме, которые в последующем проецируются при прочтении художественных произведений и рождают определенные чувства.
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и методики ее преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета (г. Казань) Лия Бушканец представила доклад на тему «Можно ли любого школьника подготовить участию в олимпиаде по литературе и нужна ли будущим участникам эмоциональная грамотность? (заметки председателя жюри регионального этапа)». Спикер, отмечая ошибки ребят, которые не доходят до Всероссийского уровня на олимпиадах, подчеркнула, что, в первую очередь, им нужно научиться чувствовать и анализировать художественное произведение, видеть художественные и стилистические особенности пера автора.
Почему важно читать и изучать документальные книги? На этот вопрос ответила доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург) Наталья Свирина. По словам спикера, обращаясь к произведениям Корнея Чуковского «Серебряный герб» и Ильи Толстого «Мои воспоминания», обучающиеся начнут создавать семейные традиции и следовать им. А при знакомстве с «Автобиографическими записками» Анны Остроумовой-Лебедевой – начнут стимулировать работу мысли о выборе любимого дела. Наталья Михайловна порекомендовала чаще читать и записки друзей писателей, чтобы лучше понимать, например, классических авторов, и книги успешных в своей области людей, мотивирующих на развитие.
«(Авто)биография в структуре литературной педагогики» - так прозвучала тема следующего спикера, доктора филологических наук, профессора кафедры немецкой филологии Елабужского института КФУ Елены Шастиной. Обращаясь к автобиографической трилогии Элиаса Канетти, преподаватель назвала ряд педагогических идей, способных наставить обучающихся на нравственные и философские вопросы: это и семейное чтение, и отношение к языку как к элементу культуры. Елена Михайловна подчеркнула, что прочтение произведения на оригинальном языке выполняет и методическую задачу, то есть способствует качественному изучению иностранного языка.
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской классической литературы Московского педагогического государственного университета (г. Москва) Олег Федотов затронул важную проблему нынешней системы образования – педагоги акцентируют внимание обучающихся на успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а не пробуждают в них любовь к творчеству и самостоятельности. Олег Иванович предложил вернуться к эпохе «Яснополянской школы» и использовать педагогические идеи Толстого, в частности о поэтическом воспитании, на дополнительных кружках и учебных занятиях.
В продолжение слушатели отправились на секционные заседания «Формирование читательской культуры и грамотности средствами литературной педагогики» и «Литературное образование и методика обучения литературе: классика и современность», на мастер-класс «Иммерсионное чтение как путь к осознанному действию на основе текста», а также стали участниками круглого стола для студентов «Актуальные проблемы современной подростковой литературы» и телемоста студентов и школьников Елабуга-Москва «Проблемы изучения и преподавания литературы в школе и вузе».
«Сегодняшняя конференция, на мой взгляд, является отличной возможностью для того, чтобы представить свои работы и рассказать о своей научной деятельности. Моя работа была направлена на изучение эмоционального интеллекта у героев-подростков детско-юношеской прозы. Мне кажется, что исследование очень актуально в силу того, что современное общество мало внимания уделяет эмоциям и все больше пытается рационазировать нашу жизнь. Однако эмоции и эмоциональная сфера помогают нам в большей степени быть успешными, поэтому развитие эмоционального интеллекта у детей и у учеников, в частности с помощью литературы, является актуальным по сей момент вопросом», - поделилась студентка отделения филологии и истории Светлана Софронова.