В Елабужском институте КФУ с докладом об одаренности выступила Надежда Николаевна Савина
Об одаренности и ее развитии у студентов говорила кандидат педагогических наук, доцент Савина Надежда Николаевна. Она сослалась на мнение П.Лукши о том, что в настоящее время «… не деньги, не природные ресурсы, не территория, а именно люди с развитым мышлением и качественными навыками становятся самой высокой ценностью новой экономики, источником нашего богатства и процветания, его главным ограничением или возможностью» и подняла вопрос о том, что в настоящее время Россия испытывает острую потребность в людях способных добывать новые знания и на их основе создавать новые технологии, необходимые для осуществления страной технологического прорыва.
В своем докладе Надежда Николаевна сделала акцент на том, что развитие способностей происходит в процессе обучения и педагог должен оказывать содействие развитию одаренности учеников, если он работает в школе, студентов, если работает в средних профессиональных или высших учебных заведениях. Она обратила внимание на то, что развитие интеллектуальных способностей обучающихся происходит только при систематическом усложнении их учебной деятельности, обеспечивающей переход, например, с фактологического уровня их учебной деятельности, на концептуальный и далее на процессуальный и методологический. Кроме этого, ориентиром для усложнения учебной деятельности студентов, а, следовательно, и для развития их способностей могут служить таксономии образовательных целей, особенно Л.У. Андерсона и Д.Р. Кратволя, которые предусматривают поэтапный переход обучающихся от запоминания, понимания, применения, анализа, оценивания к созданию интеллектуального продукта.
Говоря об этом, докладчик привела в пример и ФГОС ООО третьего поколения, охарактеризовав его как актуальный и прогрессивный, способствующий развитию обучающихся. Конкретно прописанные в нём требования к результатам освоения программы основного общего образования, включают овладение обучающимися такими познавательными универсальными учебными действиями, как базовые логические и исследовательские действия, которыми должен овладеть учащийся. Необходимость их развития обусловлена тем, что в процессе овладения ими у школьников развивается интеллектуально-творческий потенциал, свидетельствующий о более высоком уровне как общей, так и специальной одаренности. Их знание преподавателями обеспечит реализацию принципа преемственности в обучении и развитии одаренности выпускников школы в период обучения в вузе и повысит эффективность системы образования в целом.
После завершения доклада преподаватели обсудили перспективы создания программы, которая позволит одаренным студентам развиваться в рамках университета не только в пределах научных кружков. Предложение о создании подобной программы активно дополнял доцент кафедры психологии Панфилов Алексей Николаевич.