25 января состоялась Итоговая научная конференция сотрудников кафедры биологии и химии факультета математики и естественных наук. Доклады были представлены по направлению «Мониторинг и прогноз состояния окружающей среды, технологии снижения и предотвращения антропогенного воздействия» и секции «Мониторинг состояния окружающей среды», а также по направлению «Научное и методическое обеспечение практикоориентированной подготовки учителя в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы» и секции «Прикладная биология и аспекты ее обучению».
Тематики докладов, которые приводятся ниже, затрагивали вопросы оценки состояния окружающей среды, прикладные исследования в области биологии и технологии обучения биологии учащихся.
Гафиятуллина Э.А. Изменчивость признаков пыльцы подорожника среднего (Plantago media L.).
Неблагополучная экологическая обстановка на территории ряда городов, в том числе Елабуги, определяет необходимость биологического мониторинга состояния окружающей среды. Пыльцевой анализ является доступным и эффективным способом для оценки качества окружающей среды. Цель работы было изучение изменчивости различных признаков пыльцы подорожника среднего в условиях города Елабуга и оценка возможности их применения для фитоиндикации урбанизированных территорий.
Представлены результаты изучения пыльцы подорожника среднего, произрастающей в различных районах города Елабуга. Изучены фертильность, стерильность и морфологические характеристики пыльцы. Качество пыльцевых зерен зависит от загрязнения среды. Выполненное исследование показало, что стерильность пыльцы подорожника среднего может использоваться как показатель состояния окружающей среды города Елабуга.
Гибадулина И.И. Влияние городской среды на мезоструктуру листа липы мелколистной.
Особенности анатомического строения листьев древесных растений изучали на примере липы мелколистной, произрастающей в различных экологических категориях насаждений г. Набережные Челны. Для изучения клеточного строения листа была получена суспензия клеток листа авторским способом (Патент №2601813). Исследования показали, что в условиях городской среды и в насаждениях санитарно-защитных зон промышленных предприятий клетки мезофилла листа увеличиваются в размерах (длина клеток, их диаметр, площадь поверхности единичной клетки и ее объем), что является одной из приспособительных реакций древесных растений к произрастанию в неблагоприятных условиях техногенной среды.
Захарченко Н.В. Профориентационная подготовка школьников по химии в условиях сетевого взаимодействия ВУЗа и школы.
Эффективность профориентационной работы со школьниками в значительной степени зависит от форм и методов организации указанного вида деятельности. Оказавшись в условиях решения конкретных задач, связанных с применением химических методов работы, учащиеся получают новый практический опыт и возможность оценить уровень собственных знаний в прикладном аспекте. На обсуждение представлена программа дополнительных занятий по химии в рамках сетевого взаимодействия «школа – вуз».
Куланина С.В. Использование ЭОР в организации самостоятельной работы студентов.
В работе рассмотрена возможность использования электронного образовательного ресурса для организации самостоятельной работы студентов. Проанализированы организационные моменты и особенности образовательного контента ЭОР «Молекулярная биология». Описываются элементы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), с помощью которых возможна организация самостоятельной работы студентов.
Леонтьев В.В. По страницам Красной книги Республики Татарстан редакции 2016 года.
В последнюю редакцию Красной книги Республики Татарстан (2016) включено 107 видов беспозвоночных животных, из которых 99 – насекомые. Большинство из них отмечается с определенной регулярностью. В кратком сообщении приведена сводка новых находок некоторых видов «краснокнижных» насекомых в северо-восточной части республики, на территории Мамадышского, Елабужского, Тукаевского, Нижнекамского административных районов.
В общей сложности в работе отмечены новые находки по 28 видам насекомых, включенных в Красную книгу РТ.
Леонтьева И.А. Жуки-филлофаги зеленых насаждений северо-восточной части Республики Татарстан.
Изучение биоразнообразия насекомых-филлофагов в городской среде представляет значительный интерес, так как позволяет выявить закономерности сложения энтомокомплексов, динамики их численности и взаимодействия с кормовыми объектами. В работе представлены результаты исследования по выявлению видового состава жуков-филлофагов на территории Мамадшского района РТ. Обнаружено 26 видов жесткокрылых, относящихся к трем семействам (Chrysomelidae, Curculionidae, Attelabidae) и 22 родам. Выявлены трофические связи жуков-филлофагов с 30 видами дикорастущих и культурных растений. Анализ комплекса листовых жесткокрылых по характеру и экологическим особенностям питания показал, что преобладающей группой являются открытоживущие грызущие филлофаги (20 видов).
Масленникова Н.Н. Компактизация формы выгоночных тюльпанов с помощью биологических стимуляторов.
Выгонка тюльпанов в домашних условиях всегда сопровождается некоторыми трудностями – невозможностью обеспечить оптимальную температуру роста (особенно, ее смену в режиме «день – ночь»), поддерживать нужную влажность воздуха и достаточное освещение. В связи с этим тюльпаны вытягиваются, перерастают и теряю подарочный вид. Для решения данной проблемы было решено обработать луковицы перед посадкой различными биостимуляторами. Гипотеза исследования была таковой: стимуляторы корнеобразования должны сформировать мощную корневую систему у тюльпанов, которая, обеспечивая их нормальное питание, не даст растениям перерастать; нормализаторы роста должны нормализовать рост растений, также не позволяя им вытягиваться. Результаты эксперимента показали, что обработка посадочного материала корнеобразователями приводит к ожидаемому результату не у всех групп исследуемых тюльпанов, нормализаторы же роста позволили уменьшить перерастание всей выборки растений.
Ребрина Ф.Г. Наставническая работа с одаренными студентами.
Работа с одаренными студентами на кафедре биологии и химии ведется в нескольких направлениях. Педагогически одаренные студенты привлекаются к работе с учащимися общеобразовательных школ в профильной школе «Коворкинг». Здесь студенты в роли наставников «прокачивают» коммуникативные и организационные компетенции. Учатся управлять работой учебного коллектива, создавать благоприятный психологический климат.
Студенты, одаренные в написании текстов, под руководством преподавателей кафедры, принимают участие в студенческих конференциях, пишут статьи, совершенствуют навыки анализа и обобщения результатов своих исследований.
Студенты «ЭкоДОС» совершенствуют свои добровольческие навыки: выбор социально значимой деятельности, умение доводить социальные проекты до результата, расширение системы коммуникаций, выбор личностных приоритетов и жизненных ценностей.
Подобные конференции очень полезны, позволяют коллегам обмениваться опытом и представить свои исследования на обозрение.