Работники дошкольных образовательных учреждений повысили свои знания в сфере билингвизма
Елабужский институт КФУ совместно с Академией «Просвещение» г. Москвы провели методидический семинар «Пространство билингвальной организации. Ментальные карты и интеллект-карты для билингвов с дошкольного возраста» для педагогов дошкольного образования. Отделение психологии и педагогики стало базовой площадкой для проведения семинара по вопросам повышения эффективности педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, для которых один из языков является неродным, по формированию путей их языковой адаптации.
Ключевым спикером выступила кандидат педагогических наук, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Екатерина Кудрявцева. По ходу семинара были затронуты такие темы, как «Терминология билингвизма», «Что такое языковая интеграция и как ее измерять», «Как работать с семьями детей-билингвов», «Типы заданий на развитие языковых навыков», «Конфликт идентичностей и как он возникает у билингва». Также Екатерина Львовна дала участникам практические рекомендации по созданию авторских заданий для работы с двуязычными детьми.
«Равноправие языков - это основа образования в билингвальном мире. Педагог не должен знать языки и культуры всех детей, но должен ими интересоваться и демонстрировать этот интерес детям и родителями. Одной из наших главных целей является создание конкурентного координируемого двуязычия, когда выбор языка ребёнком зависит не от темы, а от собеседника», - отметила Екатерина Львовна.
Семинар проводился в режиме онлайн, площадки были расположены в четырех городах: Елабуге, Нижнекамске, Набережных Челнах и Мамадыше. Более 300 работников детских образовательных учреждений и студентов отделения психологии и педагогики смогли присоединиться и задавать интересующие вопросы в режиме онлайн.
«То, что мы сегодня говорим о полилингвальном образовании – это веление времени. Актуальными в современном обществе становятся занятия языками с раннего возраста. Мы со студентами всегда ходим на практику в детские сады, и нам приятно видеть, что с каждым разом становится все больше воспитателей, которые занимаются с детьми разными языками, в частности русским, татарским и английским. Я считаю, что это правильно, потому что для детей, владеющих языками, открывается огромный спектр для развития возможностей», - подчеркнула доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Розалия Миннуллина.
Как выделила доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Газизова, методика, предложенная на семинаре Екатериной Кудрявцевой, станет основой для работы в рамках дисциплины «Теория и технология коммуникативного развития детей дошкольного возраста», а также будет использована на курсе по выбору «Полилингвальное образование».
«Мы являемся детским садом с полилингвальной направленностью, именно поэтому семинар по языковой тематике стал для нас очень полезным. Воспитатели и педагоги часто сталкиваются с вопросами создания благоприятной среды для гармоничного развития детей, знающих несколько языков. Методические и практические советы, которые дала Екатерина Львовна, позволят нашим работникам быстро предотвратить и устранить эти проблемы с максимальной пользой для всех участников образовательного процесса. Хотелось бы поблагодарить и Екатерину Кудрявцеву, и кафедру теории и методики дошкольного и начального образования за предоставленную возможность», - поделилась впечатлениями заведующая елабужским детским садом № 39 "Килэчэк" Ирина Садовниченко.
Отметим, что Академия «Просвещение» в апреле-июне 2021 года проводит в 10 регионах РФ семинары по совершенствованию системы развития дошкольников с русским как неродным в детских садах регионов РФ. Причем, речь идет как об адаптации и интеграции в общеобразовательный процесс и русскоязычный социум детей с миграцией в истории семьи (не-россиян), так и детей носителей иных коренных языков народов РФ (россиян). Открытие серии встреч с педагогами, психологами, логопедами, руководителями дошкольного образования состоялось в Республике Татарстан при организационном участии Елабужского института, кафедры теории и методики дошкольного и начального образования.
В почти 5-тичасовом телемосте, объединившем Республику, Москву и ФРГ, приняли участие более 200 практикующих педагогов дошкольников, а также студенты, будущие воспитатели и психологи. После Елабуги эстафету принимает Алтайский край.
Видео-запись встречи можно посмотреть по линку: https://youtu.be/nMLZEa4NvaQ
Презентация открыта для скачивания.