23 октября в Елабужском институте КФУ прошла Международная научно-практическая конференция, посвященная современным проблемам филологии и методики преподавания языков.
Это мероприятие было организовано и проведено в рамках празднования 50-летнего юбилея факультета иностранных языков. Приветствуя гостей от имени директора института, заместитель директора по научной деятельности профессор Анатолий Разживин подчеркнул значимость темы обучения иностранным языкам в поликультурном мире:
"Проблематика проводимых профессорско-преподавательским составом вуза исследований очень широка, однако мы традиционно уделяем особое значение филологическому направлению научного поиска, стремимся достичь новых высот в литературоведении, лингвистике, и безусловно, в методике преподавания языков. Последний аспект имеет особое значение для вуза, так как значительное количество наших студентов – это будущие учителя.
Сегодняшняя конференция впервые проходит очно в статусе международной. Она посвящена обсуждению актуальных вопросов филологической науки и языкового образования. А знание нескольких языков - это прекрасная основа для развития толерантности и уважительного отношения людей друг к другу, а значит, изучая новые языки, общаясь и обучая им других людей, мы служим делу мира".
В работе форума приняли участие около 100 исследователей, педагогов-практиков из 8 стран мира, в частности из России, Германии, США, Китая, Украины, Ирландии, Литвы и Японии.
Темы докладов касались самых разных направлений профессионального образования: культурно-этническим проблемам мигрантов, литературоведческим исследованиям, проблемам контрастивной лингвистики, методики преподавания языков в средней и высшей школе в поликультурном пространстве и других. Особый интерес вызвали темы: "Лингвистическая кретивность студентов неязыковых специальностей" (кандидат педагогических наук, доцент Панфилов А.Н.), "К вопросу соотношений понятий "языковая картина мира" и "авторская языковая картина мира" (кандидат филологических наук, доцент Шкилев Р.Е.), "Двоякая оценка в устойчивых выражениях, обозначающий интеллект, в русском и английском языках" (кандидат филологических наук, Кормильцева А.Л.)
Профессор Гиссенского университета им. Юстуса Либига Марианна Фризе рассказала присутствующим о тенденциях профессионального образования в Германии. По ее словам, в условиях старения общества возникает необходимость в сертифицированных кадрах в сфере обслуживания – уходе за пожилыми людьми. Госпожа Фризе является создателем образовательного проекта, рассчитанного на молодых женщин, бывших долгое время вне рабочей деятельности (в декретном отпуске). Курс рассчитан на 420 часов, по окончанию занятий обучающимся выдаются сертификаты на предоставление услуг в сфере обслуживания.
В свою очередь, Марианна Фризе выразила заинтересованность темой доклада ее коллеги из Елабужского института КФУ, доктора филологических наук, профессора Дании Салимовой, которая была посвящена исследованию языка и культуры русских немцев в миграции. Ее респондентами стали представители второго и третьего поколения этнических немцев, проживающих на территории Татарстана, России, Киргизии, Казахстана.
"Было интересно проследить, - делится впечатлением Марианна Фризе - как немцы находят себя, адаптируются в другой культуре, насколько они успешны в профессиональной деятельности.
Я считаю, что этот доклад, эта тема очень интересна, поскольку наши страны традиционно в контакте, и было интересно услышать, что представители третьего поколения российских немцев, чьи родители плохо владеют языком, сейчас осознают и приходят к своим истокам, стремятся изучить немецкий язык".
Госпожа Фризе отметила, что в условиях сегодняшнего дня, когда не только в Германии, но во многих других странах мира остро стоит проблема беженцев и их адаптации в другой культуре, данное направление исследовательской деятельности как никогда актуально в рамках профессионального образования. С этой точки зрения, по словам Марианны Фризе, было бы уместно изучить положительные примеры из жизни немцев в регионах и на их основе выстроить проектную модель для внедрения в профессиональное образование.
После пленарного заседания участники разделились для работы по тематическим секциям. Всего в ходе работы форума было заслушано около 70 докладов. По итогам конференции планируется издание сборника.
"Огромное спасибо за приглашение. Информации получили сегодня очень много, очень разной. Мы должны нести новые знания детям, совершенствуясь сами, а потому участие в подобных мероприятиях необходимо!" - считает Светлана Фещук, заместитель директора по научной деятельности СОШ №10 г.Елабуги.