Студенты и школьники узнали о мировых, искусственных, мертвых и языках зоны риска.
21 февраля отмечается Международный день родного языка. Праздник довольно новый, поскольку учредили его в 2000 году, но важный – он направлен, прежде всего, на защиту исчезающих языков и на поддержку функционирующих.
Что такое «мировой язык»? Чем он отличается от «искусственного»? Правда ли то, что русский язык можно сопоставить японскому? На эти и многие другие вопросы в ходе лекции «Языки мира сегодня: «мировые» и «вымирающие» языки» ответила профессор кафедры русского языка и литературы Дания Салимова. Активное участие в публичной лекции приняли студенты отделения филологии и истории и старшеклассники «Университетской» школы.
Спикер начала свое выступление с предложения поздороваться слушателям на различных языках мира, не повторяя друг друга. «Чем больше ты знаешь языков – тем больше ты есть Человек», – отметила профессор.
Дания Абузаровна рассказала слушателям, что из себя представляют мировые языки, а участники беседы называли их. Спикер пояснила, почему у искусственных языков большой потенциал и по какому принципу строится генеалогическое древо языков, а также как с ним работать. Для наглядного примера лектор включила музыкальные исполнения одной песни на разных языках. Слушатели отметили, что слова одной языковой группы очень схожи.
Лектор рассказала, в чем состоит специфика государственных, но «умирающих» языков и представила Атлас исчезающих языков мира. Так, на данный момент 146 языков находятся в зоне риска, а 20 официально признаны мертвыми.
Потом аудитория получила практическое задание: на слайде были даны словосочетания на японском языке и слова с переводом на русский, после прочтения которых слушатели самостоятельно переводили фразы.
«Сегодня для нас провели лекцию, посвящённую Международному дню родного языка. Нам как будущим преподавателям было интересно послушать Данию Абузаровну. Во-первых, мы почерпнули новую информацию для себя. Во-вторых, уже после встречи уточнили, как правильно преподносить ее будущим ученикам. Так, начинаешь осознавать то, что каждый язык – богатство», – отметила студентка отделения филологии и истории Алия Гатауллина.