Рекомендациями поделилась Елена Любимова, преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института.
Старший преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института КФУ Елена Любимова 25 лет занимается вопросами внедрения информационных цифровых технологий в образование. Елена Михайловна является одним из авторов сквозной цифровой подготовки учителя, реализуемой в Елабужском институте с 2021 года. Почетный работник сферы образования Российской Федерации дала рекомендации учителям по использованию искусственного интеллекта в своей работе.
«Сегодня мы стоим на пороге новой эпохи в образовании, где технологии, особенно генеративные нейронные сети, становятся нашими постоянными спутниками. Однако, как и любые инструменты, они требуют осознанного подхода, – отмечает Елена Любимова. – Чтобы помочь вам эффективно использовать эти технологии, сохраняя при этом качество образования и развитие ваших учеников, я хочу предложить несколько рекомендаций».
1. Освойте технологии – станьте экспертами
Чтобы правильно применять ГНС, важно разобраться в их возможностях и ограничениях. Попробуйте сами поработать с нейросетями: создайте задания, тексты или материалы. Это поможет вам понять, какие ошибки могут возникать, и научит критически оценивать результаты.
Практический совет. Пройдите онлайн-курсы по работе с ИИ, изучите доступные инструменты и обсудите свой опыт с коллегами. Только так вы сможете стать настоящим экспертом для своих учеников. Пример такой программы, реализуемой преподавателями кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института КФУ, является «Реализация образовательных программ предметной области «Математика и информатика» на основе использования технологий искусственного интеллекта» (https://kpfu.ru/elabuga/struktura-instituta/osnovnye-podrazdeleniya/kafedry/kafedra-matematiki-i-prikladnoj-informatiki/39realizaciya-obrazovatelnyh-programm-predmetnoj.html).
2. Сохраняйте баланс между технологиями и человеческим контролем
ГНС – это помощники, а не замена учителя. Используйте их для автоматизации рутинных задач, например создания черновиков заданий или проверки грамматики. Но всегда проверяйте сгенерированный контент на соответствие образовательным стандартам и научной достоверности. Если нейросеть предлагает материал для урока, сравните его с учебниками или надежными источниками. Убедитесь, что информация точна и актуальна.
3. Учите учеников критическому подходу
Важная задача современного учителя – научить школьников работать с ИИ ответственно. Объясните, что технологии – это инструменты, а не авторы. Например, использование ИИ для написания текстов без личного участия автора недопустимо. В классе введите правило, если ученик использовал ИИ, он должен сообщить об этом. Предложите задания, где дети анализируют достоверность информации, сравнивая ответы ИИ с учебниками или научными источниками.
4. Включайте этап критического анализа в уроки
Каждый урок с использованием ГНС должен включать момент, когда ученики исправляют ошибки, допущенные ИИ. Это поможет им развивать аналитические навыки и цифровую грамотность. Например, попросите учеников найти расхождения между объяснением научного понятия в учебнике и ответом, сгенерированным ИИ. Обсудите, почему такие ошибки возникают и как их избежать.
5. Формируйте культуру открытости и рефлексии
После работы с ИИ проводите рефлексивные обсуждения. Задавайте вопросы: «Какую роль сыграл ИИ в вашем задании?», «Что вы узнали, проверяя его ответы?», «Где технологии помогли, а где подвели?». Примеры вопросов для диалога: «Сегодня ИИ сгенерировал текст о теории относительности. Как вы думаете, все ли в нем верно? Давайте найдем источники, которые подтвердят или опровергнут эту информацию.»
6. Акцентируйте внимание на творчестве и критическом мышлении
Не забывайте, что главная цель образования – развивать способность учеников мыслить самостоятельно. Технологии должны дополнять этот процесс, а не заменять его. Например, после того как ИИ сгенерирует текст, попросите детей обосновать его точность, используя конкретные источники. Это поможет им научиться не просто принимать информацию, а анализировать и критически оценивать ее.
7. Разработайте четкие правила использования ГНС в классе
Чтобы минимизировать злоупотребления, установите простые и понятные правила. Например, использование ИИ разрешено только для черновиков, окончательные работы выполняются вручную, все случаи использования ИИ фиксируются и обсуждаются. Используйте систему проверки текстов с помощью антиплагиата или других инструментов, чтобы выявлять машинное генерирование.
8. Помните о важности живого общения
Технологии никогда не заменят эмоциональный контакт, мотивацию и поддержку, которые только учитель может дать. Именно вы видите уникальность каждого ученика и можете направить его развитие. Когда ученик сталкивается с трудностями, ваше участие и поддержка значат гораздо больше, чем любой алгоритм. Искусственный интеллект не способен понять эмоциональное состояние ребенка или заметить его скрытые таланты.
9. Будьте примером для учеников
Вы являетесь модератором технологий в классе. Ваше отношение к ИИ формирует представление учеников о том, как правильно использовать эти инструменты. Покажите, что технологии – это не панацея, а дополнение к человеческому знанию и опыту. Вы можете сказать детям: «Я сам(a) работаю с ИИ, чтобы упростить некоторые задачи. Но я всегда проверяю результаты и довожу работу до совершенства. Так же важно поступать и вам».
10. Не бойтесь экспериментировать
Интеграция ГНС в образование – это эволюционный процесс. Мы учимся вместе с вами и вашими учениками. Не бойтесь пробовать новые подходы, делиться опытом с коллегами и адаптировать методы под свои цели. Технологии – это не угроза, а возможность. И только от нас зависит, как мы их используем. Давайте сохраним человечность в образовании, даже когда машины становятся его частью.
«Эти рекомендации помогут вам уверенно шагать в ногу со временем, сохраняя при этом фокус на главном – развитии личности ученика. Спасибо за ваш труд и преданность профессии! Вы – те, кто формирует будущее, – уверена Елена Любимова. – Каждый из нас – и учителя, и ученики, и родители – стоит перед выбором: позволить технологиям взять верх или использовать их как инструмент для развития человеческого потенциала. Я выбираю второе. А вы?»