На базе Елабужского института КФУ проходят интеллектуальные занятия для школьников города
Надпись на воротах знаменитой «Академии» Платона – усадьбы великого древнегреческого философа, гласила: «Не знающим геометрии вход воспрещен». Данная наука известна еще с глубокой древности. Для распределения земли и вычисления площадей понадобилось умение измерять землю, а позже – для искусства, строительства и архитектуры. Жители древних царств обучали геометрии детей, готовящихся стать образованной элитой общества.
Современные психологи и нейропсихологи отмечают огромное влияние геометрии на развитие пространственного мышления и воображения ребёнка. Насколько успешным окажется вхождение детей в полную загадок и удивительных открытий «страну» во многом зависит от преподавателя, дающего детям начальное представление о геометрии, первые шаги изучения которой должны быть увлекательными и интересными, в то же время понятными и опирающимися на уже имеющиеся знания. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института КФУ Айгуль Ганеева является куратором курсов для школьников «Геометрика», в которых обучаются две возрастные категории: 7-9 и 10-12 лет.
Программа занятий направлена на формирование пространственного воображения и логического мышления. На курсах школьники учатся чертить геометрические фигуры на плоскости и в пространстве, конструировать 3D объекты. Базовые знания, которые получают обучающиеся – представление о линиях, их видах и свойствах. С каждым занятием задачи усложняются, школьники соединяют линии в фигуры, переходя к следующему этапу – изучение геометрических фигур, с которыми по отдельности работают на протяжении нескольких занятий, чтобы добиться высшего результата, после чего им предстоит подготовить итоговые проектные работы с защитой. Индивидуальный подход и внимание получает каждый, в организации занятий помогают студенты факультета математики и естественных наук.
В рамках представленных направлений курсов школьники учатся собирать различные кубики рубика. Данная логическая задача позволяет мыслить на несколько ходов вперед и планировать последовательность действий в уме, запоминать результат обо всех важных действиях. Любая конфигурация цветов в кубике решается при помощи одинаковых шагов. Это формирует наглядное понимание работы алгоритмов. Запоминание отдельных этапов сборки и конфигураций деталей способствует кратковременной зрительной памяти. При решении головоломки ребенок работает в трех измерениях. Развиваются ловкость пальцев и быстрота реакции. Чтобы достичь цели, необходимо совершить немалое количество поворотов вправо, влево, вверх и вниз.
Вращение кубика и работа на скорость развивают моторику рук и усидчивость.
Младших школьников привлекает работа с магнитным конструктором для построения различных 3D геометрических моделей. Игровая деятельность помогает разнообразить занятия и сплотить детей, создать дружественную атмосферу, все игры направлены на развитие внимания, концентрации, скорости мышления, воображения, реакции и логики.
Главная задача курсов по освоению геометрии – развитие пространственного мышления, навыков по работе с такими измерительными предметами как линейка, транспортир, циркуль. Занятия предполагают более успешное дальнейшее обучение в образовательном учреждении, способствуют формированию гармоничной и креативной личности.