Молодая преподавательница Центра развития компетенций UNIVERSAUM+ ИМО Лада Алексеева рассказывает о своих занятия по программе дополнительного образования «Коммуникативный курс немецкого языка (ступень А 2.1)».
«Цели и мотивы изучения немецкого языка у каждого слушателя свои. Но я стараюсь соблюдать несколько принципов обучения, которые считаю наиболее важными для достижения необходимых результатов.
Первый принцип – создание и поддержание позитивного настроя. Под этой формулировкой скрывается несколько условий. Во-первых, важен психологический комфорт на занятии. Слушатели не должны бояться говорить на немецком языке, даже если пока делают это не слишком уверенно и с ошибками. Они не должны чувствовать себя под вечным надзором строгого экзаменатора, продумывая каждое высказывание и каждый ответ по несколько минут. Но это совсем не значит, что я не исправляю речевые и языковые ошибки; я делаю это мягко, не возводя своей критикой лишь языковой барьер. Во-вторых, изучение языка не ограничивается погружением в материал учебников (пусть даже очень хороших). Занятия иногда превращаются в своего рода психологический сеанс, на котором можно поделиться переживаниями или пошутить (конечно же, если это уместно и желательно на немецком языке). Положительные эмоции помогают создать устойчивые положительные ассоциации с иностранным языком и с самим процессом его изучения.
Второй принцип – акцент на общении. Само название курса однозначно говорит о том, что основная его цель – научиться коммуницировать, то есть разговаривать на немецком языке в ситуациях реального общения. Преимущества коммуникативного подхода очевидны, ведь язык изучают для того, чтобы им пользоваться в различных жизненных ситуациях, будь то поход к врачу, посещение кафе, переписка с преподавателями, друзьями и так далее. При этом не стоит забывать о трёх китах, на которых зиждется любое речевое высказывание, – лексике, грамматике и фонетике.
Третий принцип – использование современных средств и технологий. Технологии окружают нас везде. Например, мы почти не выпускаем смартфоны из рук. Так почему бы не использовать их в обучении? Если раньше технологи создавались либо только для компьютера, либо для смартфона, то теперь большинство из них универсальны, и это позволяет делать использование современных средств обучения более удобным, быстрым и доступным. Без интерактивной доски не проходит ни одно занятие, и для студентов это уже привычный инструмент. При обучении языку можно также использовать большое количество программных продуктов, электронных ресурсов и приложений. Часть таких средств позволяет систематизировать учебные материалы как для структурирования занятия, так и для удобства обучающихся. Для этих целей я использую уже широко известные облачные хранилища Гугл.Диск и Яндекс.Диск, а также сервис Padlet. Другие сервисы, такие как Quizlet и Quizziz, удобны для проверки знаний обучающихся в игровой форме. Quizlet я могу назвать одним из незаменимых инструментов заучивания слов с помощью разнообразных заданий. А на занятии этот сервис, благодаря режиму соревнования, взбодрит слушателей и настроит их на рабочий лад.
И ещё кое-что. Говоря об общении, мы часто забываем о письменной речи, причём даже не о стандартных электронных письмах с их долгими вступлениями в стиле «Дорогой друг, извини, что я давно не писал тебе…», а о переписке в мессенджерах и социальных сетях. Не так часто, но я даю задания на ведение именно «живой» переписки на заданную тему, что также очень подстегивает обучающихся, снимая барьер в письменной речи.
Таким образом, технологии в обучении заметно упрощают жизнь как преподавателю, так и слушателям и мотивируют последних к дальнейшему освоению языка.
Четвертый принцип – самостоятельная работа. Я считаю, что многое в процессе обучения можно доверить самим обучающимся. Здесь я имею в виду задания на самопроверку. Ведь куда продуктивнее будет не посвящать половину занятия проверке относительно монотонных домашних заданий на грамматику и лексику, а больше времени выделить на отработку материала в речи. Такие задания слушатель может выполнить дома, проверить себя, а на занятии просто задать вопросы и прояснить для себя непонятные моменты. Тем более, так люди учатся анализировать свои ошибки и замечать прогресс, что также положительно влияет на их отношение к изучению немецкого языка, самообучению и обучению в целом. Ведь, в конечном счёте, моя цель – научить слушателей учиться».