Подходит к концу пребывание группы преподавателей КФУ в земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия). В предпоследний день участники программы посетили Институт комбинированного обучения и Университет дистанционного образования в г. Хагене.
Институт комбинированного обучения является связвующим звеном между несколькими университетами прикладных наук Северной Рейн-Вестфалии, обеспечивая общий доступ к образовательным ресурсам и программам. Для студентов, обучающихся на дистанционной основе, университеты решили объединить усилия и разработать общие электронные ресурсы. В течение недели студенты всех вузов обучаются онлайн в едином информационном пространстве, а в выходные приезжают на очные занятия в ближайший к месту проживания университет, в котором они впоследствии получает диплом. Институт комбинированного учения координирует управление программами и методико-дидактический аспект обучения через экспертные комиссии, включающие представителей ученых советов университетов. Сотрудники институтов продемонстрировали несколько наиболее востребованных курсов по деловому иностранному языку и общей математике (с использованием пакета WIRIS).
Университет дистанционного образования в г. Хаген — крупнейший в Европе по количеству студентов (80000) и единственный немецкоязычный государственный университет дистанционного образования. В его курсах сочетаются традиционные и электронные формы представления материала (с использованием настольных компьютеров и мобильных устройств). Средний возраст студента — 29 лет, есть студенты как еще не достигшие 16-летия, так и перешагнувшие 70-летний рубеж. Для индивидуализации обучения создан институт «менторов», которые ведут онлайн- и телефонные консультации, чаты в «виртуальных приемных» и обеспечивают другие виды информационной поддержки. Университет проводит 2000 устных экзаменов в семестр, из которых около 400 проходят в режиме видеоконференции. Семинар завершился обсуждением перспектив совместной работы над открытием магистерских программ.
В заключительный день визита в Германию участники программы посетили Рурский университет в г. Бохуме. Известный лингвист, директор Института русской культуры им. Лотмана Клаус Вашик на безукоризненном русском языке рассказал о своем подходе к философии создания и применения электронных образовательных ресурсов. Для достижения наилучшего результата по ключевым компетенциям, считает д-р Вашик, внимание студента не должно отвлекаться на лишние элементы дизайна ЭОРов. Студента должна мотивировать постоянная поддержка преподавателя, например, в виде продуманных комментариев к ответам на задания. Поэтому электронный курс — это принципиально новый ресурс, который не должен быть электронным вариантом обычного печатного пособия. Преподаватель должен иметь возможность отслеживать, как студент продвигается по своей образовательной траектории, с помощью удобной системы сбора статистики (learner analytics). Результатом должна стать реализация принципа «эксплицитности» - студент должен представлять, к чему приведут его усилия на каждом этапе. Это позволит гарантировать равноправие и уважение к студенту в рамках учебного процесса.
Итогом многолетних трудов профессора Вашика стала многофункциональная система управление обучением LesenHQ, реализованная в обучающих курсах по немецкому и русскому языку как иностранным. Оба курса ставят целью развитие ключевой компетенции аналитического, просмотрового и поискового чтения иностранного текста.
В заключение обе стороны выразили готовность к продолжению сотрудничества, в том числе в области руководства магистерскими диссертациями.
Программа завершилась вручением сертификатов с участием представителей Академии INTAMT. Член правления INTAMT, кандидат экономических наук В.С. Фридланд пожелал участникам дальнейших успехов и наметил пути дальнейшего сотрудничества.