Завод по производству натриево-никелевых аккумуляторов для энергоснабжения, в частности, вышек-ретрансляторов сотовой связи, был открыт General Electric в США в июле прошлого года, в Скенектеди (Нью-Йорк).
На заводе более 10000 датчиков, распределенных по площади 180000 квадратных футов. Все они подключены к высокоскоростному внутреннему Интернету. Датчики отслеживают такие показатели, как объем сырья, использованного для производства керамики, которая является сердцем аккумулятора; температура, при которой керамика обжигается; энергозатраты на изготовление каждого аккумулятора; и даже локальное давление воздуха. В цехе сотрудники с iPad могут получить все эти данные с Wi-Fi-точек, установленных в разных местах завода.
В ноябре General Electric сообщила, что инвестирует 1,5 млрд долларов в усилия по тонкой настройке и повышению производительности своего оборудования путем его подключения к промышленному ПО и сети Интернет. Хотя идея объединения оборудования в сеть не нова, General Electric считает, что подешевевшие вычислительная мощность и датчики могут открыть новую эру больших данных в промышленности. Джефф Иммелт, исполнительный директор General Electric, назвал идею революционной, а ведущий экономист компании предположил, что она поможет увеличить производительность труда на 1,5 процента в год.
Это серьезные цели, и большие вложения General Electric в Скенектеди частично свидетельствуют о планах компании. Каждый компонент аккумулятора отслеживается c помощью серийных номеров и штрих-кодов; если менеджеры хотят оценить энергозатраты на производство конкретного компонента аккумулятора и сравнить их со средними, или изучить выработку за день, они могут провести целевой анализ на мощных рабочих станциях. «Раньше таких возможностей у меня не было», - говорит Рэнди Т. Рауш, руководитель отдела бизнес-аналитики и производственной информации GE Energy Storage.
По данным датчика можно сделать полезные выводы, говорит Рауш: например, узнать, что некоторые компоненты аккумуляторов не прошли проверок на качество после того, как провели слишком много времени на конвейере. Теперь GE отслеживает время, которое эти компоненты проводят в духовке и на остальных этапах конвейера; а для компонентов, которые были там слишком долго, «загорается красная лампочка».
Для некоторых производителей промышленный Интернет, внедряемый GE, уже не является чем-то новым. На заводе компании Mohawk Fine Papers в Кохо (Нью-Йорк) рядом с заводом в Скенектеди уже проводится мониторинг энергопотребления, а данные сводятся в аналитической программе, которую компания приобрела у OSISoft. «Многие базовые идеи, о которых мы говорим, доступны компаниям уже несколько лет», - говорит Ким Осгуд, технический директор Mohawk.
Осгуд рассказывает, что недавно Mohawk начала мониторинг работы специального вакуумного насоса, используемого при изготовлении бумаги. Известно, что со временем на насосе накапливаются отложения кальция, и он начинает потреблять больше энергии. По данным, собранным за последние десять лет, в Mohawk реализовали систему аварийных оповещений при появлении отложений кальция. Но эта технология не нова, говорит Осгуд: «Мы просто решили реализовать ее на практике».
GE будет нужно продемонстрировать преимущества более крупных сетей и больших объемов данных — то, над чем Рауш работает в Скенектеди. На заводе по производству аккумуляторов установлено более ста датчиков давления воздуха, влажности и температуры, и теперь с помощью прогнозов погоды Рауш надеется выяснить, сколько наружного воздуха поступает в систему нагрева, вентиляции и кондиционирования воздуха. Так как температура и влажность могут воздействовать на аккумуляторы, говорит Рауш, «нам бы хотелось пользоваться прогнозами погоды, чтобы знать, когда меняется влажность, и раньше открывать и закрывать вентиляционные каналы».
Промышленный Интернет сегодня по большей части представляет собой интранет — большая часть данных никогда не покидает завода или не проходит через брандмауэр компании. Но идея в целом, говорит Рауш, состоит в том, чтобы следить за аккумуляторами даже после того, как они покинут завод, с помощью встроенных чипов. У других подразделений GE, включая новое подразделение в Кентукки, которое выпускает бытовую технику, есть аналогичные планы в отношении холодильников и посудомоечных машин потребителей.
С информацией о каждой посудомоечной машине и о каждом аккумуляторе, имеющейся в распоряжении GE — когда они были изготовлены, как они были изготовлены, кем они были изготовлены, их полной генеалогией — компания сможет установить связь между лучшей или худшей производительностью продукта и тем, при каких условиях он был произведен.
Эти связи между внешним миром и заводским цехом могут оказаться крайне ценными. «Они должны стать нашей целью на ближайшие несколько лет», - говорит Рауш.
Источник: thinkinnovative.ru
Комментарий
В не очень сенсационной на первый взгляд публикации, тем не менее, вполне, определенно угадываются субреволюционные зачатки течений внутри тех огромных трансформаций в промышленности, способах производства, которые уже не первый десяток лет принято называть промышленной революцией. Может быть, эти начинания на первый взгляд не так эффектны и не так впечатляющи: на фоне всеобщей цифровизации они выглядят даже чуть ли не рутинными рабочими моментами по сравнению, например, с высокоточным производством микроэлектроники или напротив - гигантскими масштабами сборочных агрегатов, занятых в индустрии по производству строительных машин, автомобильных конвейеров и т.д.
Но за тем, что называют сегодня промышленным Интернетом, возможно кроются начала, самых передовых способов производства, по крайней мере так представляется сегодня идущее полным ходом сращивание технологических индустриальных цепочек, новой инженерной отрасли умных датчиков и обработки информации, разработки программ, способных связывать гигантские массивы информации с промышленными обрабатывающими агрегатами в отдельные пулы, предназначение которых – создание материальных благ.
В сущности это представляет собой создающуюся на наших глазах новую отрасль глобальных средств производства и производительных сил, на основе синтеза платформ промышленных парков, IT-технологий, специализированной надстройки Интернета. Такой синтез в свою очередь позволяет сделать предположение о начале создания специализированного распределенного искусственного интеллекта, который в будущем может взять на себя функции глобального регулятора в сфере экономики, производства и производственных отношений.
“Пророчества фантастов сбываются? Тема для философов” - спросите Вы? Да, но, кроме того - констатация появления еще одной точки воздействия на социо-гуманитарную сферу, точки, порожденной воздействием мощных современных технологий на необычно спрессованный под их влиянием в своих масштабах Мир.
Как уравновесить этот глобальный процесс?
Как это не парадоксально, но, возможно, главная будущая роль в этом предназначена России. Ее противоречивые и одновременно органичные для страны компоненты общественной жизни, уровня производства, интеллектуального потенциала, культурного и исторического наследия, и проч. делают ее уникальной для выполнения подобной миссии. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что кто-то из представителей отечественных бизнес-структур, разработчиков наукоёмкой продукции, предпринимателей делает встречные шаги к новым технологиям – новые формации не за горами, а будущее все чаще творится в лабораториях, виртуальном пространстве, хотя сегодня географии, к счастью, приходится снова выполнять функции базиса который, всегда был и остается связующим звеном между самыми дерзкими устремлениями инженерной мысли и реальными потребностями человечества.
Фото 3blmedia.com