Сегодня, 28 мая, в Казанском федеральном университете состоялся «круглый стол» на тему «Дистанционные технологии обучения в КФУ: проблемы и решения».
Первым вопросом заседания стало обсуждение реформы издательской деятельности КФУ: переход от печатной формы публикации к электронной. Этот вопрос был поднят директором Научной библиотеки Н.И.Лобачевского Евгением Струковым на заседании ректората 22 мая, где было предложено издавать конспекты лекций преподавателей вуза. Обсудить все нюансы этого вопроса и создания каталога электронных образовательных ресурсов, в том числе и дистанционных курсов, собрались сегодня представители институтов естественнонаучного направления, сотрудники Департамента развития образовательных ресурсов и Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского. Участвовали в обсуждении также проректор по образовательной деятельности Рияз Минзарипов и начальник Учебно-методического управления Ольга Тимофеева.
Директор Департамента развития образовательных ресурсов (ДРОР) Галина Ившина сообщила, что до 1 сентября необходимо заполнить электронную библиотеку конспектами лекций по всем дисциплинам. В качестве пилотного проекта было предложено подготовить краткие лекции для студентов 1 курса.
Подробнее об этом процессе рассказал директор Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского Евгений Струков. Он объяснил, что речь идет об использовании в издательских целях технологии «Печать по требованию», которая давно и успешно реализуется в зарубежных вузах. Предполагается, что библиотека будет выкупать у авторов их лекции. Лекции будут выставлены на сайте библиотеки, студенты КФУ смогут иметь к ним доступ, зарегистрировавшись в системе, а печатные варианты (которые будут издаваться по желанию автора от одного экземпляра и больше) планируют продавать. Евгений Николаевич подчеркнул, что эта деятельность должна быть экономически целесообразной.
Всецело поддержал это начинание проректор по образовательной деятельности Рияз Минзарипов, отметив, что дистанционные технологии и электронная типография обеспечат и новую организацию учебного процесса. «Этого требует время, надо переходить на новую систему организации учебного процесса», ‑ подчеркнул он. Проректор обрисовал многие положительные моменты этого процесса: у ученых появится больше времени заниматься наукой, студенты же смогут самостоятельно планировать свою деятельность.
В ходе заседания «круглого стола» были также подняты вопросы нормативно-правовой базы использования дистанционных технологий обучения, мотивации преподавателей и студентов к их применению, требований к структуре и контенту дистанционных курсов.
Ольга Тимофеева подробно информировала всех о существующих в КФУ средствах мотивации преподавателей и студентов к использованию дистанционных технологий обучения, включая дистанционные курсы. Особое внимание было уделено качеству электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Была отмечена главная роль кафедры, как в создании, так и в экспертизе ЭОР, ответственность заведующих кафедрами за качество контента ЭОР.
Сотрудники Департамента развития образовательных ресурсов (Рамиль Валитов, Ольга Кашина, Виктория Устюгова) выступили по вопросам применения современных дистанционных технологий обучения, разработки контента дистанционных курсов, реализации регламента разработки и внедрения ЭОР.
Рамиль Валитов продемонстрировал технологии виртуальных образовательных миров на примере vAcademia.
Виктория Устюгова разъяснила требования к структуре и контенту дистанционных курсов, реализуемых в LMS MOODLE.
В завершение семинара Ольга Кашина разъяснила участникам процедуру проведения технолого-методической экспертизы дистанционных курсов на кафедрах, что было опробовано на конкретных примерах.
Все участники выполнили ряд практических заданий, оценив качество сайтов и дистанционных курсов образовательных подразделений КФУ по методикам ДРОР, что в дальнейшем позволит определить их «точки роста».
В анкетах все участники подчеркнули практическую значимость таких мероприятий и отметили новизну полученной информации.
30 мая такой же «круглый стол» состоится с представителями гуманитарных направлений вуза.
ассистент
30.05.13, 10:34
|
Партия сказала: Надо! Комсомол ответил: Есть! И тут же с трудовым энтузиазмом надоил в закрома Родины 500 тыс.тонн чугуна. |
Доцент-2
30.05.13, 02:42
|
Такими темпами люди будут уходить из университета, потому что не все смогут симулировать бурную деятельность вместо действительной работы. Не для того в университет шли. |
Доцент-2
30.05.13, 01:51
|
И электронные ресурсы, и содержание лекций, и "новая система обучения" - нужные, полезные вещи, и за рубежом, по крайней мере в США это работает. Или ВУЗы с этими вещами работают. Студенты работают в какой-нибудь Blackboard, а по некоторым (не по всем) предметам есть конспекты лекций (по сути - монографии на сотни страниц), которые распечатываются перед началом курса и студенты их выкупают. Да, такова мировая практика. Но всё это не за один день создавалось. А люди здесь, "руководство", которое спускает эту нагрузку, видимо не заинтересовано в результате. В таких временных рамках и с такими нагрузками, им видимо всё равно, какого качества будет результат. "Делайте хоть что-нибудь, и не важно что получится". Главное, чтобы они формально могли отчитаться, что "работа идет". |
Н.Ф.Фаткуллин
29.05.13, 17:49
+1
|
Все это - несущественная суета и имитация бурной деятельности. В университетах США, к примеру, учебная нагрузка ППС около 5-6 академических часов в неделю. В учебном году 30 учебных недель. Через каждые пять лет ППС имеет саббатикл за счет университета на семестр. Программы учебных курсов университеты формируют и утверждают сами. У нас раздутый штат начальства разъезжающего по заграницам с целью изучения опыта и заключения "стратегических соглашений" и не понимающего, что в существующих условиях работы окончательная деградация университета неизбежна. Всякими поприщами и инициативами прикрывают свою неспособность к к действительному руководству. |
доц
29.05.13, 16:47
|
Полный бред. Это придумывают люди, которые не имеют ни малейшего представления об образовательном процессе... |
Преподаватель КФУ
29.05.13, 15:30
|
Конспекты - с точки зрения общечеловеческих ценностей, это благо. Но чтобы сделать приличные конспекты, а не отписку, нужно много времени. На один курс несколько месяцев уйдет, и то, если не будет другой нагрузки. А для чего? Чем больше хороших научных статей у преподавателя и ученого - то перспектив в университете у него больше, а с методическими пособиями или конспектами лекций - ой ли. |
Доцент
29.05.13, 15:30
|
Наличие ЭОР не отменяет необходимости преподавателя общаться со студентами, контролировать их. Нужна обратная связь. Одними тестами знания студентов не оценить, поэтому без преподавателя здесь никак. С появлением ЭОР нагрузка на преподавателя возрастает - нужно подготовить сам ЭОР, потом еще работать на ЭОР площадке, мониторить работу студентов, и к сожалению эта нагрузка никак не учитывается. Предлагаются некие материальные стимулы, но у людей в конце концов есть и физические ограничения. Здоровья не хватит, чтобы днем в университете, а по ночам-вечерам-выходным над ЭОРами корпеть. Для студентов с появлением конспектов появится больше соблазна не ходить на лекции, но это пожалуй до тех пор, пока не ввести штрафных санкции и отработку за пропущенные занятия. На потоковых лекциях это не проконтролировать, но там, к сожалению, студенты и без конспектов не упустят возможности прогулять. |
Непонимающий
29.05.13, 15:09
|
Создаётся страна индивидуалистов, которые в скором времени престанут разговаривать и понимать друг с друга. |
фыва
29.05.13, 14:45
|
Мотивация должна быть однозначной: 1) Договор на выполнение работ 2) Тех.задание - объем и качество ЭОР |
Алиса Ив
29.05.13, 13:31
|
Однозначно, после создания банка данных электронных конспектов можно будет сократить лекторов. Зачем они, если есть ЭОР? |
okhoho
29.05.13, 13:28
|
Очень вредная инициатива! 1) Студенты перестанут ходить на лекции, зная, что есть готовые конспекты.Они не понимают, что личное общение с преподавателем, закрепленное мелкой моторикой конспектирования + умственная работа на лекциях - 90% успеха в понимании материала. 2) Сроки - к 01.09.13 подготовить материал по курсам. Подготовка презентации к лекции в лучшем случае занимает 10-12 часов. Подготовка семестрового курса - 200 часов без учета редактуры. А право на законный отпуск? |
Преподаватель
29.05.13, 12:32
|
Интересно, обсуждался ли вопрос о роли преподавателей в образовательном процессе, точнее лично общения преподаватель - студент? И как это согласуется с тотальным внедрением ЭОР? |
comment
29.05.13, 11:59
|
Начнут с дистанционного обучения. Кончат телепатическим. Причем уже очень скоро. |
Перепёлкин Николай Васильевич
29.05.13, 09:18
|
Всё это просто замечательно!!! Но нужно сделать следующий решительный и судьбоносный для всей России шаг ? создать сайт ?Internetlekcii? (на подобии сайта ?Interneturok?) на котором бы все граждане России (от юных школьников и до седовласых пенсионеров) смогли бы смотреть лекции профессоров КФУ (и не только) как минимум по всем общеобразовательным предметам высшей школы!!! У КФУ и у Татарстана имеются на это все интеллектуальные, административные, финансовые и прочие ресурсы. Нужна только ?политическая? воля всего педагогического сообщества КФУ и Татарстана. В добрый путь!!! |
Эксперт
28.05.13, 22:18
|
Для создания ЭОР необходимо время, ресурсы и мотивация. а у преподователей их нет. |