Личностные качества и приобретенный опыт — вот главные аргументы выпускника вуза при устройстве на первую работу, выяснили ученые НИУ ВШЭ. Анализ проведен на основе опроса более тысячи руководителей российских компаний шести отраслей (промышленности, связи, строительства, транспорта, торговли и сферы деловых услуг). Работодателей помимо личных качеств и опыта выпускников интересуют их навыки и квалификация. Важность знания компьютера и ИT отметили 25% руководителей компаний. Еще меньшее значение имеют уровень успеваемости (15%), грамматические и математические знания (7%). Это отличает Россию от Великобритании, например, где грамотность и успеваемость ценятся гораздо выше — на них обращают внимание соответственно в 44% и 30% компаниях. Другие выводы исследования: руководители компаний ждут от выпускников проявления интереса к работе (64%), готовности брать на себя ответственность (55%) и умения работать в коллективе (54%). В списке важнейших навыков — адаптивность и способность самостоятельно ориентироваться в рабочих ситуациях, умение учиться, осваивать новое, находить решения в нестандартных обстоятельствах.
Наибольшим спросом у работодателей пользуются выпускники вузов. Их нанимает каждое четвертое предприятие. Но вопросы к выпускникам университетов у работодателей остаются. Их не всегда устраивает уровень профессиональных знаний соискателей, их аналитические навыки, способность решать нестандартные задачи и имеющийся опыт работы по специальности. Так, опытом выпускников удовлетворены менее 40% компаний против 60% — в Великобритании. «Причина проста, — объясняют исследователи. — Британская система профобразования, в отличие от российской, больше ориентирована на практику по выбранному профилю». По данным НИУ ВШЭ, в 2015 году наем выпускников был наиболее распространен в промышленности (62% предприятий), связи (57%) и сфере деловых услуг (56%).
Оценить последние тенденции на рынке труда и проанализировать взаимоотношения высшей школы с бизнесом «Э-У» помог ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.
— Виктор Анатольевич, какие кадры нужны экономике, ориентированной на новую индустриализацию, создание инновационных продуктов с высокой добавленной стоимостью? Каких специалистов не хватает рынку?
— Нужны квалифицированные кадры. Предприятия ощущают острую потребность в грамотных специалистах: персонал стареет, необходим постоянный приток работников, хорошо подготовленных, мотивированных, обладающих необходимыми компетенциями. Самое главное, чего ждут компании от соискателей, что они смогут быстро влиться в производственный процесс. Любой подготовленный высшей школой специалист все равно нуждается в «точной настройке» уже на самом предприятии. Ему необходимо глубже вникнуть в технологии производства. Именно поэтому мы делаем ставку на укрепление сотрудничества с компаниями: активно вводим в образовательные программы практическое обучение и проектную работу, значительную часть образовательного процесса в инженерно-технических направлениях организуем на предприятиях. Для этого создается целая сеть базовых кафедр на машиностроительных, металлургических предприятиях.
Магистры разные нужны
— В чем особенность функционирования базовых кафедр?
— На таких кафедрах помимо преподавателей УрФУ работают специалисты предприятия, а обучение происходит на территории компании, хотя кафедра находится в составе университета. Оборудование в основном приобретается предприятием. Мы готовим специалистов разных форматов. Первая группа — это бакалавры, которые обладают необходимыми знаниями в управлении, например, сложными станками с ЧПУ. Оператор такого станка должен уметь быстро менять программу в зависимости от типа изделия, которое изготавливается. Это базовая прослойка инженерно-технического персонала, где-то она сопрягается даже с рабочими профессиями. Вторая группа — это магистры, которые обладают навыками уже конструкторской и проектной работы, они могут решать достаточно сложные задачи. Именно поэтому мы говорим, что готовим специалистов в области инженерной магистратуры, хотя на уровне нормативных документов такого понятия пока нет. По сути, мы делим магистратуру на инженерный профиль и академический. В Высшей инженерной школе УрФУ активно внедряется проектно-конструкторский метод обучения. Даже диссертации посвящены решению серьезных производственных задач, стоящих перед конкретными предприятиями. Магистры в течение двух лет решают эти проблемы, это очень перспективное направление трансформации образовательных программ. Академический профиль — это специалисты, которые будут решать прежде всего научные задачи, работать в академических учреждениях либо в исследовательских подразделениях крупных предприятий. Специалисты нужны разные, с разной степенью подготовки, но в любом случае они должны обладать базовым объемом знаний и умений.
— На каких предприятиях работают базовые кафедры? Вы готовы этим опытом делиться с другими вузами?
— Это успешный опыт, это кейсы, которыми мы готовы делиться. Базовые кафедры работают на УГМК в форме учебно-лабораторного комплекса, на Уралвагонзаводе, на заводе имени Калинина, на одном из ведущих предприятий газовой отрасли России — «Газпром трансгаз Югорск». Хорошо работает базовая кафедра на Первоуральском новотрубном заводе: это серьезный центр подготовки и переподготовки кадров. На базе УВЗ создан научно-образовательный центр, где происходит очень хорошая синергия программ подготовки среднего профессионального образования и высшего образования. Список очень длинный: фактически на всех основных инженерно-технических направлениях у нас есть базовые кафедры. Мы не ограничиваемся только инженерными направлениями, создаем кафедру Службы финансового мониторинга российской финансовой разведки для Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ.
— На ваш взгляд, как быстро реагируют высшие учебные заведения на запросы работодателей?
— Все зависит от конкретного учебного заведения. Мы на полную катушку должны использовать наше преимущество. Урал — это промышленное сердце России: здесь сосредоточены крупнейшие предприятия. В отличие от вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска, нам проще организовать процесс практического обучения и сотрудничать с корпорациями по целому спектру вопросов. Например, совместно с УГМК мы создали профессиональные стандарты: всего их около двух тысяч. Они содержат требования к условиям труда, компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Стандарт применяется при подборе и расстановке кадров, для разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей.
Не конкуренты, а партнеры
— Вам часто приходится встречаться с топ-менеджерами и собственниками предприятий. Насколько требователен сегодня работодатель к потенциальным работникам и как меняются эти требования?
— Требования становятся жестче, потому что меняются технологии, организация производства — и работники должны соответствовать новым веяниям. Многие предприятия создают собственные корпоративные университеты или учебные центры, но без связи с вузами им сделать это гораздо труднее, поэтому мы совместно реализуем несколько программ. В Техническом университете УГМК, например, магистерскую подготовку мы ведем совместно по соглашениям о сетевом сотрудничестве.
— Сначала корпоративные университеты воспринимались как прямые конкуренты вузам. Ситуация поменялась, но некоторые участники рынка высшего образования до сих пор ревностно к ним относятся.
— Корпоративные университеты в массе своей не занимаются базовой подготовкой. У них задачи другие. Они занимаются переподготовкой кадров, повышением их квалификации. Это как раз точечная настройка специалистов, которых выпускают вузы. Здесь конкуренции практически нет. Правда, в том же Техническом университете УГМК начали заниматься базовой подготовкой — и бакалаврской, и магистерской. Но они это делают в сотрудничестве с УрФУ, на базе совместного учебно-лабораторного комплекса, который мы создали в УГМК.
— На каком образовательном уровне диспропорции между образовательным процессом и кадровыми потребностями экономики наиболее сильны?
— Все зависит от требований, которые предъявляются к специалистам: к выпускникам средних специальных учебных заведений они одни, к выпускникам вузов — совсем другие. Диспропорции могут быть где угодно, все зависит от учебного заведения и от уровня требований, предъявляемых на предприятиях. Где-то технологии и оборудование устарели, там и требований меньше. А где-то запускаются новейшая техника и современные процессы организации труда.
— Для обсуждения требований работодателей, ситуации на рынке труда бизнесу и образовательным институтам нужен посредник в лице государства?
— Институт власти помогает, когда речь идет об определении ключевых цифр приема на «бюджет», сколько и каких специалистов нужно подготовить региону. Эти цифры надо защитить перед федеральным министерством образования. Сотрудничество же предприятий и вузов уже отлажено и не требует специального посредничества, хотя мы всегда приветствуем поддержку власти в этих вопросах. Университеты тесно работают с кадровыми службами и руководителями предприятий. В рамках СОСПП работает комитет, который занимается вопросами профессионального образования. Деятельность комитета, куда входят представители инженерно-технических вузов и промпредприятий, обеспечивает УрФУ. Это площадка для выработки согласованных решений. Таких площадок много, мы используем разные форматы — и выставки, и конференции, и отдельные встречи с предприятиями проводим.
— Как вы считаете, какая из ключевых для региона отраслей промышленности в большей степени испытывает дефицит кадров — металлургия или машиностроение?
— Наверное, больше машиностроение, особенно ОПК, где активно идет модернизация. Металлургия тоже не стоит на месте: там обновили оборудование и технологии производства в предыдущие годы, поэтому и потребность в кадрах высока. Выпускники УрФУ, особенно инженерно-технических направлений, пользуются устойчивым спросом. Проблем с трудоустройством нет.
— Почему тогда домохозяйства так неохотно отказываются от юридических и экономических вузов, несмотря на избыток на рынке профильных специалистов?
— Мне кажется, что перелом в сознании уже произошел. Другое дело, что требования к поступающим на инженерно-технические специальности очень высокие. Требуется сдавать ЕГЭ по математике, физике, химии. Не у всех есть к этому склонность. Проще сдать обществознание, например. Кроме того, считается, что получить гуманитарное образование проще, учиться легче. Правда, и перспективы трудоустройства более туманны.
Свои практики
— Хочу вас поздравить с тем, что СУНЦ УРФУ вошел в топ-25 российских школ. Готов ли университет мотивировать учеников и других школ региона к углубленному изучению предметов, которые понадобятся при поступлении на технические направления?
— Мы это и делаем. Много времени и сил тратим на работу со школами, потому что именно там детям надо прививать склонность к изучению точных, естественных и инженерно-технических наук. В школах формируются будущие инженеры. Совместно с ними мы проводим физические и химические турниры, конференции для учителей. Специально к Менделеевскому съезду организовали химический турнир «Chemical challenge», где школьные команды соревновались за право быть лучшими. УрФУ — организатор многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда». Еще одна инициатива — «Тест-драйв в Уральском федеральном». Она позволяет ученикам старших классов погрузиться в студенческую среду, изучить выбранный для поступления профильный институт УрФУ, познакомиться с преподавателями, посетить лекции и даже пожить в общежитии.
— А с одаренными детьми работаете?
— Да. Более того, СУНЦ УрФУ становится региональным центром по работе с одаренными детьми. Мы подписали соглашение с образовательным центром «Сириус», который находится в Сочи и курируется лично президентом РФ. Очередная уральская смена в этом центре состоится в феврале следующего года: более 150 детей Урала и Сибири в течение месяца будут проходить углубленную подготовку, встречаться со специалистами мирового класса.
На базе СУНЦ мы также организуем математические и физические турниры, где собирается большое количество одаренных школьников. Являемся организаторами Всероссийского турнира юных физиков и в этом году проводили Международный турнир юных физиков. Это, по сути, чемпионат сборных команд школ со всего мира. К нам приезжали представители тридцати стран, от Австралии до США. Поддержка олимпиадного движения и сотрудничество со школами — это важнейшие для нас направления работы.
— Западные практики работы вузов со школами вам интересны?
— Их можно использовать, но особого смысла я в этом не вижу. В России сейчас наработано достаточно много интересных практик. Например, есть очень хорошая олимпиада для школьников, которую поддерживает Институт испытания металлов и другие предприятия, расположенные в Нижнем Тагиле.
Тренд на интернационализацию
— Насколько выпускники российских вузов сейчас конкурентоспособны по сравнению с теми, кто закончил зарубежные университеты?
— Безусловно, конкурентоспособны. Но у таких выпускников должно быть отличное знание одного-двух иностранных языков. Еще лучше, если они учились по обмену в одном из зарубежных университетов. Именно поэтому мы широко используем форматы международного обучения и посылаем студентов в партнерские университеты, а в УрФУ принимаем студентов из-за рубежа, привлекаем иностранных преподавателей. Это учитывается при поступлении на работу, особенно в компании, которые уже стали глобальными. Например, у ТМК есть заводы в Румынии, США, на Ближнем Востоке. Им нужны специалисты, которые смогут работать с иностранными компаниями.
— Вы будете продолжать развивать международные направления?
— Это для нас чрезвычайно важно. Мы себя и позиционируем как ведущий центр образования не только в России, но и в международном пространстве. У нас более 1,7 тыс. иностранных студентов из почти восьмидесяти стран мира. Они вернутся в Латинскую Америку, Африку, Азию и будут развивать сотрудничество с Россией, ее компаниями. Это очень важно, это то, что называется «мягкой силой».
— Вы считаете, что бренд УрФУ наращивает свое присутствие за рубежом?
— Контакты с зарубежными университетами, исследовательскими центрами по сравнению с тем, что было пять лет назад, резко интенсифицировались. В УрФУ на постоянной основе работает более ста преподавателей из иностранных университетов. Мы создали большое количество совместных научных лабораторий, которые возглавляются светилами мирового уровня в области физики, химии и в гуманитарных направлениях. Мы ежегодно на 30% увеличиваем количество статей в международных журналах, присутствующих в базах данных Web of Science и Scopus. Тренд на интернационализацию будет продолжаться.
— Существуют какие-либо препятствия, чтобы университет наращивал международное присутствие? Сказывается ли на продвижении вуза санкционная политика?
— Глобальных препятствий нет, есть временные трудности, ограничения индивидуального характера. В основном они проявляются при сотрудничестве с университетами Западной Европы и США. Наоборот, профессора из стран БРИКС с удовольствием едут к нам. Китай очень активно взаимодействует с УрФУ. Развивается сотрудничество по целому ряду направлений, особенно в области материаловедения. Мы стали университетом-координатором сетевого университета БРИКС и недавно провели очень важное совещание по астрономии.
— Сложно давать прогнозы, но давайте попробуем посмотреть на пять лет вперед. Каким вы видите университет?
— Иностранных студентов и преподавателей будет больше. Самое главное — университет будет иметь очень серьезный вес не только в РФ, но и на мировом образовательном рынке. Когда мы только создали УрФУ, у нас было 27 научных компетенций мирового уровня. Это означает, что в той или иной предметной области университет входит в 10% лучших в мире. Сегодня таких компетенций у УрФУ уже более 50. Через пять лет их будет не меньше 80, а задача ставится нарастить их до 150. Кратно возрастет и наше присутствие на мировой карте науки.