Бывший мэр Якутска и заместитель Министра национальной и миграционной политики, а сейчас советник ректора Северо-Восточного федерального университета Алексей Томтосов о том, как создавался СВФУ, о буднях университета, характере и принципах ректора Евгении Михайловой.
- Давайте начнем с начала – как и почему в нашей стране появились федеральные университеты?
- Федеральные университеты – это само по себе системное нововведение в образовании, они привязаны к специфике федеральных округов.
В своей работе они учитывают социально-экономические и природно-климатические особенности того или иного региона, подготовка кадров в них привязана к региональным программам. Созданию Северо-Восточного федерального университета предшествовала огромная работа. Я помню, примерно в 2008 году нынешний ректор Евгения Михайлова обсуждала в Москве эти вопросы – тогда она еще была вице-президентом Якутии. Создание федерального университета в Якутске – инициативареспублики.
Евгения Михайлова всегда говорит, что идея была Вячеслава Штырова, но она сказала это из-за этических соображений. Сильную поддержку при открытии СВФУ оказал министр Андрей Фурсенко. По созданию материальной базы федерального университета поддержка правительства республики была огромной. И это сильно повлияло на реализацию этого уникального проекта.
Открытие Северо-Восточного федерального университета было политическим решением на перспективу. Во-первых, это огромная территория. Во-вторых, он учитывает особенности Северо-Востока страны, его проблемы. Здесь нужно развивать современную транспортную систему, создать инновационную инфраструктуру.
Почему именно федеральный университет, а не национальный исследовательский? Посмотрите, НИУ ведь создавались на базе ряда мощных университетов со столетней историей: в Казани, Тюмени, Воронеже, Новосибирске, Томске. Эти сильные по потенциалу университеты стали НИУ, а федеральным университетам давали средства на перспективное развитие, но Казанский (Приволжский), Южный (Ростовский) вошли в эту категорию федеральных как ведущие.
- Как создавался СВФУ?
- Его очень предметно готовили. Нужна была материально-техническая база, преподавательский состав, культурная инфраструктура. И все это в Якутске уже было. Создание федерального университета в Якутии – огромный вклад в развитие, в перспективу республики. У федеральных университетов очень активная позиция по развитию международных связей – наш плотно работает с научно-образовательными центрами Китая, Южной Кореи, Аляски, Норвегии, стран Европы. Это абсолютно новые возможности.
- Какой университет сегодня?
- Университет за эти семь лет позитивно изменился. Сформированы кластеры различного направления, Арктический инновационный центр – это же очень новое. Кстати, это первое такого рода научно-прикладное учреждение в Арктической зоне Российской Федерации.
Я бывал в нескольких федеральных университетах и могу сказать: мы не уступаем по современным направлениям подготовки кадров, производственной, культурной, спортивной, социально-бытовой базе. Сейчас перед СВФУ стоит задача – вписаться в тренды учета демографической траектории. Рождаемость снижается, потому что в 90-е страна вошла в цикл «демографической ямы», будет меньше выпускников, университет все это учитывают. И это требует гибкого и очень серьезного подхода к образовательной системе в таких случаях.
Еще мы стали очень плотно работать с работодателями. Раньше бывало, что в некоторые, например, геологические экспедиции, предприятия горнодобывающей промышленности неохотно брали выпускников якутского университета – выбирали ребят из Свердловска, Красноярска, Новосибирска. Сейчас с работодателями налажена система плановой работы по трудоустройству выпускников университета. Это то, чего не видно со стороны.
Я знаком с некоторыми ректорами федеральных университетов, они все между собой общаются, их же всего 10. И у них встроено единое образовательное пространство общения. У федеральных университетов есть своя сетевая программа. Там видно, кто как работает, они друг у друга учатся и поддерживают. Это такая добрая конкуренция – надо так работать, чтобы не отставать и успевать обновляться, а не быть лучше. Мне нравится, что в системе федеральных университетов сложилась именно такая атмосфера. Наш университет в этой десятке в первую пятерку точно входит по многим важным показателям работы.
- А что поводу университета в Архангельске, с которым якутскому приписывают конкуренцию?
- Создание Северного (Арктического) федерального университета было связано с мероприятиями празднования 300-летия со дня рождения Михаила Ломоносова. Я как раз был проректором по работе с федеральными структурами, а губернатором Архангельска был Илья Михальчук. И однажды он приехал в Москву, чтобы пообщаться с ректором Московского государственного университета ВикторомАнтоновичем Садовничимпо программе празднования этой важной даты. В повестке было и предложение о создании федерального университета имени М.В. Ломоносова в Архангельске. Садовничий эту идею поддержал, но с оговорками, что университет имени Ломоносова уже есть. В это время Северо-Восточный федеральный университет уже был создан и уже занял свою нишу научно-образовательного центра на северо-востоке России.
- То есть, ни о какой конкуренции речи не шло?
- Нет. Это домыслы мало осведомленных в этих вопросах людей. Каждый федеральный университет – это самостоятельное учреждение высшего образования, которые призваны решать экономические и социально-культурные проблемы своего региона. У САФУ же совсем другие задачи, свои традиционные сферы, надо сказать, очень продвинутые. В пригороде Архангельска самая большая судостроительная северная верфь, у них очень развито арктическое судостроение. Я уже не говорю о космодроме Плесецке. Председатель Наблюдательного совета САФУ – сам бывший министр финансов Алексей Кудрин, выпускник одной из школ Архангельска. Ректор университета, Елена Владимировна Кудряшова, личность высокой пассионарной энергии и сторонник новаторских, инновационных идей и проектов. Она близкий друг и коллега Евгении Исаевны Михайловой. И здесь нет никакого соперничества, только взаимоподдержка в доминировании в Арктическом научно-образовательном пространстве.
И вообще, если конкуренция и была, то не между Якутском и Архангельском, а между Архангельском и Мурманском. Преимуществом последнего был Кольский научный центр и соседство с Норвегией, самой арктической страной. В Архангельске такого не было, зато есть космодром Плесецк и судостроение. Кто должен быть важнее, решалось до последних лет. Сейчас их функционально распределили, и вопрос конкуренции решен. Приоритетов своих хватает всем. Они занимают нишу ведущих арктических регионов в силу своего географического местонахождения и наработанных традиций.
- А что по поводу пресловутой арктической повестки?
У нас много направлений и исследований, связанных с условиями жизни и работы в Арктике. Посмотрите – в Арктическом инновационном центре идут исследования, применимые в наших природно-климатических условиях. Тот же строительный кластер – они создают морозостойкую резину, бетон, конструкции с сильной теплоизоляцией. Мы готовим специалистов, которые работают в промышленных компаниях региона. И это вот все – повседневная работа университета, она не афишируется.
Есть другая проблема – гуманитарной географии. Например, вопрос обеспечения новыми технологиями жизнеобеспечения и обучения в кочевых школах. Надо же не только преподавателей найти, но подумать, как будут жить и учиться дети. Педагогический институт СВФУ имеет в этом направлении хорошие разработки и инновационные проекты.
- Еще одно обсуждаемая новость в интернете – предстоящий уход ректора…
Когда Евгения Исаевна об этом объявила, интернет-аудитория сразу начала обсуждать ее возраст. Она сказала об уходе, потому что она – честный человек. Нормативно ректоры федеральных и национально-исследовательских университетов назначаются распоряжением Правительства, а ректоры других университетов – Министерством образования. И для тех, кого назначает руководство страны, прямых установок о возрастном ограничении нет, по договору они могут продлевать работу. При необходимости в федеральных университетах может быть назначен президент. У них с ректором совершенно разные задачи по согласованию. Такой принципе уже работает, например, в Казани, Перми, насколько я знаю.
Я всегда допускал мысль, что в СВФУ после создания при необходимости нужно учредить должность президента и разделить его обязанности с ректором: кто-то занимался бы научно-образовательным сектором, а кто-то – государственным администрированием в сфере взаимодействия с федеральными и республиканскими органами власти.
Быть ректором – не только большая ответственность, но и огромная нагрузка. Физически бывать на всех мероприятиях очень сложно. Надо постоянно работать с работодателями, присутствовать при формировании научно-образовательной программы бюджета. Евгения Михайлова показывает чудеса выносливости и целенаправленности, но это же не может продолжать вечно. Когда она только пришла в университет, она провела огромную работу, чтобы вникнуть в работу каждой структуры. Ее нельзя упрекнуть – она не пропускает мероприятия, контролирует все сферы работы университета и знает, что и как работает. Многие это знают и понимают. Исторически общепринято, что ректор вуза – это символ, а может быть, и вершина научно-образовательного, интеллектуального и культурного совершенства.
Я могу позволить себе выразить отношение к этому вопросу. Евгения Исаевна Михайлова за эти годы в достаточной мере овладела знаниями и опытом работы в должности ректора федерального университета. И может успешно проработать еще один договорной срок, особенно в условиях системного кризиса в стране. Но ее решение об учреждении должности президента федерального университета и возможности своего перехода на эту работу вызывает не только уважение, но и волнения различного свойства.
Сама Евгения Исаевна свое решение публично обозначила. И оно, видимо, будет рассмотрено. Но это вопрос не только организационный, но в большей степени государственный и общественно-политический. И он будет рассматриваться не на скорую руку, а хорошо продуманно и всесторонне взвешенно. А формула решения может быть нестандартной – вдруг Михайлова остается ректором, а президентом является другой человек, отвечающий высоким требованиям научно-образовательной и культурной подготовки. И в такой же степени комбинация может быть наоборот. Мы живем в непростые времена исторических перемен.