Едва ли можно найти родителя, который в своей искренней любви к своему чаду не мечтал бы о том, чтобы его ребенок вырос гением. Мало того, каждый второй родитель, не жалея денег и сил, делает все для того, чтобы его ребенок – его маленький гений – как можно быстрее проявил все свои таланты и дарования. При этом отдают в школы раннего развития, лишая, тем самым своего ребенка детства. Мало кто задумывается о том, какую на самом деле судьбу он дарит своему ребенку, ведь гениальность может быть не только даром.
15 мая в конференц-зале восточного крыла главного здания состоялся научно-познавательный семинар «Одаренные дети: реалии и иллюзии современности», инициированный Лигой женщин.
«Как распознать одаренность своего ребенка? Как сделать так, чтобы дети были одаренными? И надо ли, чтобы ребенок был одаренным? Может он просто будет здоровым, веселым, и пусть у него будет нормальное детство, - такими словами доктор педагогических наук, профессор Фаина Ратнер начала свое сообщение.- Сегодня самая большая проблема в том, что наше государство не задействовано в полной мере в том, как выявлять, развивать, поощрять одаренных, предоставлять им пути развития и воспитывать. Хотя у нас есть государственная программа «Одаренные дети», проект «Созвездие - Йолдыз», различные конкурсы. Но, на мой взгляд, важнее всего надо развивать умственные способности. Еще я с большой опаской отношусь к программам по воспитанию лидерских качеств. Ведь не могут быть все лидерами, иначе кто будет исполнять решения?». Презентация
Далее профессор рассказала о существующей градации одаренных и подробно остановилась на некоторых критериальных понятиях.
«Одно из потенциальных возможностей одаренных, - это общая интеллектуальная способность, креативное и продуктивное мышление, способность к лидерству и психомоторные особенности, - подчеркнула Фаина Лазаревна. - Что может отличать одаренного ребенка от других? Скорость развития - он раньше начинает говорить, он с удовольствием учится, учеба для него - это развлекательная и интересная игра. Есть определенные признаки будущей одаренности детей. Так, в 3 года - повышенная любознательность, в 4-5 лет - особая память, свободное владение речью на 2-3-х языках, а в 6 лет – изобретение словообразований. И еще. Такие дети терпеть не могут навязывание решений, они все хотят сделать сами».
«Наши реалии таковы, что зачастую, одаренный ребенок – это бич для учителей. Он крутится на уроках, и ему просто неинтересно! Что же делать? Загрузить такого непоседу новым заданием, дать возможность ему раскрыться. Мозг – это та же мышца. Дайте ей работать! Поэтому на контрольных работах одаренному ребенку надо давать усложненные задания», - продолжила лектор.
Затем аудитория ознакомилась с опытом развития и воспитания одаренных детей за рубежом: Германии, Японии, Италии, Израиле, с целой системой тестов для таких детей. Например, в Италии, существует вербальная оценочная система успеваемости ученика, где учитель подробнейшим образом описывает, что может данный ребенок делать, к чему он более способен. А в Германии, уже с 3-х лет пытаются определить, кем он станет в профессиональной деятельности; в Израиле популярны, так называемые «открытые школы», классы без границ, где школьник может посещать, к примеру, 5-й класс по математике, а 3 -й – по географии. В Японии вообще таких детей называют «бриллиантовыми».
В заключение встречи Фаина Лазаревна подробно рассказала о личностных чертах характера и психологических барьерах одаренных и подчеркнула: «Помогайте талантливым! Ведь у России только один путь – дальнейшее развитие интеллектуального потенциала!».