16 мая 2014
"Бриллиантовые дети": научно-познавательный семинар

Едва ли можно найти родителя, который в своей искренней любви к  своему чаду не мечтал бы о том, чтобы его ребенок вырос гением. Мало того, каждый второй родитель, не жалея денег и сил, делает все для того, чтобы его ребенок – его маленький гений – как можно быстрее проявил все свои таланты и дарования.  При этом отдают в школы раннего развития, лишая,  тем самым своего ребенка детства. Мало кто задумывается о том,  какую на самом деле судьбу он дарит своему ребенку, ведь гениальность может быть не только даром.

15 мая в конференц-зале восточного крыла главного здания состоялся научно-познавательный семинар «Одаренные  дети: реалии и иллюзии  современности», инициированный Лигой женщин.

 «Как распознать одаренность своего ребенка? Как сделать так, чтобы дети были одаренными? И надо ли, чтобы ребенок был одаренным? Может он просто будет здоровым, веселым, и пусть у него будет нормальное детство, -  такими словами доктор педагогических наук, профессор Фаина Ратнер  начала свое сообщение.-  Сегодня  самая большая проблема в том, что наше государство не задействовано в полной мере в том, как выявлять,  развивать, поощрять одаренных, предоставлять им пути развития и воспитывать. Хотя у нас есть государственная программа  «Одаренные дети», проект «Созвездие - Йолдыз», различные конкурсы.  Но,  на мой взгляд,  важнее всего надо развивать умственные способности. Еще я с большой опаской отношусь к программам по воспитанию лидерских качеств. Ведь не могут быть все лидерами, иначе кто будет исполнять решения?». Презентация

 Далее профессор рассказала о существующей  градации  одаренных и    подробно  остановилась на некоторых критериальных  понятиях.

 «Одно из потенциальных возможностей одаренных, -  это общая интеллектуальная способность, креативное и продуктивное мышление, способность к лидерству и психомоторные  особенности, - подчеркнула Фаина Лазаревна. - Что может отличать одаренного ребенка от других? Скорость развития -  он  раньше начинает говорить,  он с удовольствием учится, учеба для него - это развлекательная и интересная игра.  Есть  определенные признаки будущей  одаренности детей. Так,  в 3 года -  повышенная любознательность, в 4-5 лет -  особая память, свободное владение речью на 2-3-х языках, а  в 6 лет – изобретение словообразований. И еще. Такие дети терпеть не могут навязывание решений, они все хотят сделать сами».

«Наши реалии таковы, что зачастую, одаренный ребенок – это бич для учителей. Он крутится на уроках, и ему просто неинтересно! Что же делать?  Загрузить такого непоседу новым заданием, дать возможность ему раскрыться. Мозг – это та же мышца. Дайте ей работать! Поэтому на контрольных работах одаренному ребенку надо давать усложненные задания», - продолжила лектор.

Затем аудитория ознакомилась с опытом  развития и воспитания одаренных  детей   за рубежом:  Германии, Японии, Италии,  Израиле, с целой системой тестов для таких детей. Например, в Италии,   существует вербальная  оценочная  система  успеваемости ученика, где учитель подробнейшим образом описывает, что может данный ребенок делать,  к чему он более способен. А в Германии,  уже с 3-х лет пытаются определить, кем он станет в профессиональной деятельности; в Израиле популярны, так называемые «открытые школы», классы без границ, где школьник может посещать, к примеру,  5-й  класс по математике, а 3 -й – по географии. В Японии вообще таких детей называют «бриллиантовыми».

В заключение встречи Фаина Лазаревна   подробно рассказала о личностных  чертах характера и психологических барьерах одаренных и подчеркнула: «Помогайте талантливым! Ведь у России только один путь – дальнейшее развитие интеллектуального потенциала!».

Источник информации: Светлана Сагитова