Рафаиль Асгатович Нуруллин, высококлассный аналитик, доктор философских наук, доцент Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, входит в состав диссертационного совета по философии, работает на кафедре общей философии. Одно важное обстоятельство подчеркнем особо: Рафаиль Нуруллин занял первое место в рейтинге научно-педагогических работников ИСФН по итогам третьего квартала.
Много лет, преданный выпускник родной alma mater, бережно хранит студенческие годы на физфаке КГУ, при этом профессионально занимаясь тончайшими вопросами онтологии и теории познания. В частности, вопросами метафизики и философии образования. Рафаиль Нуруллин родился и живет в Казани. Из многодетной семьи, в которой пять братьев, а он - старший. В семье единственный профессиональный философ-ученый. Братья в семье всегда держали за чудика (смеется). Предан науке, которая есть его жизнь. Все остальное производное. Может, даже не самое главное. Однако, я не зацикливаюсь, - говорит Рафаиль Асгатович, - а постоянно пытаюсь взглянуть на себя со стороны. Для того, чтобы уяснить - куда дальше двигаться по жизни.
Рафаиль Нуруллин: Коротко о себе.
– Университет закончил в 1986 году по специальности «радиофизика и электроника». Прикрепился соискателем на кафедре Радиофизики. Это было время начала Перестройки, которая негативно отразилась на состоянии науки России того времени. Многие научные школы прекратили свое существование из-за недофинансирования. Этот период для меня обернулся тяжелыми эмоциональными переживаниями, которые привели к увлечению философскими вопросами в качестве хобби. Видимо, на тот период жизни хотел спрятаться от несоответствия своих стремлений с реальным положением дел. Мне пришлось искать другие пути реализации своих научных устремлений. В точке перепутий таким занятием для меня стала философия. Тогда меня и поддержал Михаил Дмитриевич Щелкунов, мой старший коллега, наставник, именно у него я научился профессиональным премудростям занятия философией. Чем и по сей день продолжаю руководствоваться. В 1994 году появляется моя первая статья по философии и, в конце концов, 1997 году состоялась успешная защита моей кандидатской диссертации. Потом на некоторое время с университетом у меня возникает пауза, связанная с переходом на работу в КХТИ, на кафедру философии. В 2006 году состоялась успешная защита докторской. В 2010 году перешел в Академию образования, где занимался философскими вопросами системы образования. Но где бы ни работал, не прерывал связь с родным Университетом, сотрудничая в разных форматах. С 2012 года в полном объеме работаю на кафедре Общей философии.
Рафаиль Нуруллин: Что меня всегда интересовало.
– Меня всегда занимали вопросы метафизики (Небытия, Бога, смысла жизни и мн.др.), на которые современная наука ответить не в силах. Наука отвечает на вопрос: КАК. Но не знает ответа на вопрос: ПОЧЕМУ. Например, почему законы физики именно такие, какие есть, а не другие? Почему законы логики именно такие? Вот такие и всё (смеется). В них мы просто верим. Вопрошание за пределами науки и есть философия, которую условно называют наукой о причинах. Вечный вопрос философии, на который она пытается безуспешно однозначно ответить – это вопрос: ПОЧЕМУ. Правда, есть еще один сакраментальный вопрос: ЗАЧЕМ, который нас выводит на размышления о смысле жизни, Конечно, этими вопросами занимается и философия, но однозначный ответ может дать только религия.
Меня мало интересует административная карьера, меня больше волнует место в науке, куда можно попасть, лишь выйдя за пределы временности. Наука, как часть культуры, дает человеку такую возможность, через создание чего-то стоящего для людей, которое возможно переживет тебя. Одно из определений культуры – это ее трактовка в качестве социальной памяти. В памяти время стремится к бесконечности, в смысле вечности. Человеку можно продлить свое существование, оставив положительный след в культуре. Смысл жизни – это преодоление отчуждения, выход за свою ограниченность. Кто-то видит это преодоление конечности своего бытия через детей, кто-то через культуру, а кто-то через религию. Наука, как современная идеология образования, к сожалению, не дает веру в бесконечное бытие души человека. Конечно, наука не отрицает вечное бытие человека, но видит его через создание в будущем совершенного тела, в котором человек настоящего вряд ли будет жить.
Рафаиль Нуруллин: Предмет научных выступлений.
– Сначала я занимался проблемами философии небытия. В России и в мире этими проблемами мало кто занимается. В последнее время меня волнует судьба системы образования не в смысле выяснения ее значимости для страны и человека, а в попытке выяснения необходимых закономерностей ее развития, как любой самоорганизующейся системы. К тому же, для меня лично, неожиданно появилась возможность приложения своих усилий в этом направлении в Российской академии образования.
Рафаиль Нуруллин: Моя научная философия.
– Думается, что науку должны делать свободные духом люди. Заставить заниматься наукой по-настоящему нельзя. В этой ситуации надо просто сегодня заниматься тем, чем в нормальном состоянии занимался бы в будущем: в 16-ом году писать для публикаций 2017 года и т.д. Этой практической установкой пользуюсь со времен своего студенчества. Но это все тактика. Для ее правильного выстраивания необходима еще стратегия, которая строится лет на пять вперед. Новая стратегия - это почти всегда новая книга, написание которой сильно отличается от ее прочтения. Ее видеть надо целиком. И ее содержательную часть нужно структурировать: это и будет выступать моим планом на целое пятилетие. Глубина и широта вопросов и определит срок исполнения. В итоге, ты не напрягаешь, ты не выжимаешь из себя каждодневными пытками – что написать? Так ничего не получится. Такой путь вгоняет человека в суету мелких проблем и не является результативным. Книга пишется во всех частях одновременно. Сегодня, например, хочу подытожить свой опыт работы в структуре философских проблем системы образования.
Рафаиль Нуруллин: О научной стратегии.
– Со своей стратегией определился давно. Со студенческих времен выбирал темы, сам их делал. И понял главное, чтобы жить сегодня – надо думать о более высоком будущем. Так, например, хорошо оканчивает школу тот, кто мечтает о Вузе. Отлично заканчивает Вуз тот, кто мечтает о науке и т.д. А еще лучше, если следуешь мечте с самого детства. В этом правиле я укрепился, продолжая считать это личностной философской стратегией.
Сегодня у меня в планах собрать в одну монографию все свои теоретические наработки по решению проблем в системе образования. Главная особенность современного образования – это научить человека учиться, где обучение знаниям выступают средством воспитания. А в дальнейшем человек, правильно воспитанный, уже сам будет способен управлять своими знаниями. Проблемы образования в целом нельзя решить, исходя только из анализа его внутренних проблем, это требует своего исследования на метацелостном уровне. Другими словами, состояние системы образования во многом определяется состоянием общества в системе человечества и соотношением в нем интересов культуры и цивилизации.
Рафаиль Нуруллин: Знания – это информация или как опубликоваться в Scopus.
– Технологически публикации в журналах из БД Scopus пишутся как обычные статьи. Необходимо лишь выдержать определенные требования, которые немного отличаются от требований изданий, утвержденных перечнем ВАК. Поэтому особых секретов нет. Единственный секрет относится к психологии творчества. Необходима идейка и молчание о том, чего еще не сделал. Иначе растеряешь всю эмоциональную энергию на пустые разговоры. Этот же принцип работает на избавление от ненужных переживаний. Дополнением здесь служит университетская закалка, которая меня научила еще одному: «всех слушать, но никогда ничего не передавать другому о других». Кроме знаний, конечно, не относящихся к конкретной личности.
Что касается информации и знания. Информация – это закодированный эквивалент сообщения о чем-либо. Знание же связано со смыслом. Информация становится знанием только в восприятии человека, который способен наделять или извлекать смыслы. В наделении информации смыслами большое значение имеет понимание. Его работа сегодня до конца неясна: во-первых, связано с работой бессознательного, и, во-вторых, зависит от того, насколько человек приобщен к культуре.
Рафаиль Нуруллин: Монография - непростой труд.
– Совершенно не знаю, как пишут другие, но я их пишу по спирали. Сначала рабочий план, от которого в конце работы может ничего не остаться. Но этот план обязательно должен в голове быть, иначе мысль может «разбежаться» куда-то в сторону. Методологической продуктивности этого, казалось бы, абсурдного планирования крупной работы я научился в процессе написания своей кандидатской диссертации у Михаила Дмитриевича, который сразу от меня потребовал план диссертации. Кое-как выстрадав этот план, в дальнейшем вся моя работа свелась к его положительному отрицанию: в процессе диссертация наполнялась содержанием и смыслом. А принцип спирали при написании книги заключает в многократном прочитывании того, что написано. В работу, в таком перманентном возвращении к содержанию, постоянно добавляются новые части, уточняется старые, более тонко прописываются те или иные мысли. И так продолжается до тех пор, пока количество вносимых поправок и изменений практически не прекращается.
Так я пишу сегодня. А первая монография писалась совсем по-иному. Здесь сначала появились части будущей работы, которые никак не хотели складываться в целое, и уже, было, совсем потерял надежду на то, что это вообще возможно. Но тут выдался неожиданный случай. Поехали мы с братом на дачу, где я ему, как человеку далекому от этих вопросов, целый час пытался объяснить то, что меня занимает. Потом, когда пришел домой и снова сел за свою, так называемую, неразрешимую проблему, меня вдруг осенило – надо изложить содержание в той последовательности, в которой я ее пытался изложить брату. Таким образом, структура работы сложилась.
Рафаиль Нуруллин: В своей сфере, можно сказать, я - ученый-одиночка.
– Да, мне комфортно в экзистенциальном одиночестве. Одиночество позволяет абстрагироваться от суеты и сосредоточиться на главном для себя. В молодости казалось - все почти открыто в мире: трудно найти себе достойную проблему для решения. сегодня кажется, что кругом одни проблемы и вопросы. В каком-то смысле наше настоящее есть давно ушедшее в прошлое.
И по характеру меня, наверное, можно отнести к индивидуалисту. Нигде и никогда мне не удавалось работать с кем-нибудь в соавторстве. Даже в Академии наук, где всегда имеешь дело с научным коллективом, я в нем числился лишь номинально. Мне дали возможность вести независимую ни от кого индивидуальную тему своих исследований. В себе подозреваю, что я, видимо, очень строг со своими аспирантами, поэтому около меня они долго не задерживаются. Хотя очень хочу найти себе достойного ученика.
Рафаиль Нуруллин: Уметь работать на себя. Что это значит?
– Это постоянная война с собственным несовершенством, а не погоня за выгодой. Ученый-фундаменталист в деятельности меньше всего думает о практической стороне своих исследований. Его цель – истина. Философия ближе всего подходит к фундаментальной стороне науки. Философ строит свои понятийно-симметричные, в общем-то, несуществующие миры, но именно эти умозрительные конструкции позволяют мыслителю правильно оценивать и ориентироваться, как в реальном мире, так и делать первые шаги в область непознанного.
Рафаиль Нуруллин: Классический университет, коим и является Казанский университет – это пространство открытий.
– Это, безусловно, так. Классический университет должен формировать личность открывателя, разум которого принципиально отличается от личности изобретателя. Разум во многом определяет самосознание человека. Разум открывателя – это разум сократовского типа. Сократ, всеми прослывшим непревзойденным мудрецом, сам пришел к мысли, что «Я знаю, что ничего не знаю». В этом же ключе говорит о разуме и Кант, определяя его как знание человека о своем незнании Космоса, души и Бога.
Классический Университет должен ориентировать человека на открытия, на новации, то есть на фундаментальные знания. Сюда можно отнести и философские знания, как ценности культуры, а не мелкий креатив, который ориентирует человека на инновации и мелкие изобретения, работающие на потребности цивилизации. Здесь я выступаю не против изобретений, а за правильную расстановку акцентов. Известно, что на одно открытие можно придумать сотни изобретений. Поэтому задачи классического Университета носят более грандиозный характер, чем просто у университета.
Сегодня, в условиях открытого общества, баланс между ценностями культуры и благами цивилизации определяет экономика. В этих условиях наш Университет откликается на современные вызовы.
Рафаиль Нуруллин о друзьях, о принципах, о жизни.
– Мое становление происходило среди физиков, а там говорить о физике, о работе в обычное время считается плохим тоном. Да и философы между собой о философии почти не разговаривают. Вообще, человек живет не по науке, а в большинстве своем – эмоциями, как по Шопенгауэру – сначала делаем, а потом думаем.
Если серьезно, конечно, философия откладывает свой отпечаток на образ жизни, на выработку определенных принципов, в смысле не говорения о них, а совершения по ним. Все это способствует самоорганизации и, видимо, успешности.
На самом деле все люди умны и умеют мыслить. Уметь думать зависит от понимания, суть которого видеть за явлением или текстом смыслы. Понимание – то умение для тебя нового связывать с тем, что уже знаешь. Разница в понимании у людей возникает от неправильного выбора жизненного пути. Это люди, которые оказались не там, где им суждено быть. Допустим, выбрал профессию не сам, а под влиянием моды или кого-то из друзей и т.п. И вот уже имеем потенциально несчастного человека. Очень важно, чтобы человек созрел того уровня личности, что мог сам себе выбирать путь совершенствования сообразно своей мечте, а не под влиянием модных и внешне кажущихся легких тенденций.
* * *
Разговор за пределами беседы зашел также и о паранауке, эзотерических учениях Пифагора и Ньютона. Здесь скрыты самые интересные загадки, которые со временем могут стать объектами научного исследования. Но наравне с наукой, паранаука также имеет право на свое существование. Собеседник еще долго делился своими наработками, скромно упоминал свои достоинства и даже точно не знает, как удалось взять 1 место в рейтинге НПР по ИСФН, как в жизни выглядят пресловутые индикаторы эффективности.
Не обошли стороной и сказания о мифах в науке, затронув миф создания иллюзии о почти полном познании мира, на каком бы этапе своего развития наука не находилась.
Завершая, Рафаиль Асгатович, по-философски выразил и свое отношение к любимому хобби, ставшему главным в его жизни: сама философия хотя и пытается построить всеобъемлющую картину мира, но сами философы и их философские системы не тяготеют к системности, то есть их нельзя свести к синтетическому единству. Чего нельзя сказать о частных науках, которые хотя и не претендуют на всеобщность, но, тем не менее, образуют планетарное сообщество. Вот такой парадокс философии, которая живет сама по себе...