20 августа 2018 года стартует Международная археологическая летняя школа. Объявление об этом здесь. Мы попросили рассказать преподавателя направления «Палеоантропология» к.б.н., старшего научного сотрудника НИИ и Музея антропологии МГУ Дениса Валерьевича Пежемского о работе его секции в 2017 году.
- Какой раз Вы преподаете в Школе?
- В третий раз. Я стою у истоков основания школы и всегда руководил этой секцией, но в прошлом году её не было.
- Произошли какие-то изменения за эти годы?
- Школа наработала опыт. В плане организации процесс идет гораздо лучше: хорошо работают переводчики и волонтеры. Я считаю, что в этом году им можно поставить пятерку с плюсом. Также изменяется набор секций. Например, в прошлом году не было «Палеоантропологии», а в этом году нет «Археозоологии». Конечно, было бы здорово, если бы секции оставались неизменными: это была бы такая своеобразная традиция школы.
- Изменяется ли программа секции «Палеоантропология» из года в год?
- Да, мы согласуем изменения с организаторами и добавляем что-то новое каждый раз. Есть обязательный набор лекций и практикумов, но есть и экспериментальная часть. Например, в 2015 году приглашали специалиста по генетике, который читал лекции по молекулярной биологии и генетике человека, а в этом году мы пригласили биометрика (специалиста по биологической статистике). Статистика нужна всем, в том числе и археологам: это поможет показать всю важность внимательного отношения к цифрам и дать более широкий обзор методов антропологического анализа. Посмотрим, что из этого выйдет: поймут ли участники то, что им хотят донести, или же эксперимент не будет удачным?
- Влияет ли началичие экспериментальной части на Ваш лекционный курс?
- Конечно. Например, в этом году я полностью исключил статистическую часть и более подробно дал общий курс. Очень важно дать общее представление, а не углубляться только в одно направление. То, чему мы пытаемся научить, и то, что мы пытаемся показать, требует гораздо большего времени, чем есть у нас. Это объективное препятствие, его никак не решить. Мы используем любую возможность: занимаемся в перерывах, ребята приходят вечером после ужина и уточняют какие-то детали. Я считаю, что «болгарское» время нужно максимально использовать для обучения.
- Чем может помочь школа начинающим специалистам?
- Хорошим примером является первая школа в Болгаре. Секция насчитывала десять человек, все были начинающими археологами. Пять из десяти полностью сменили направление: стали физическими антропологами. И делают большие успехи. Это огромное достижение археологической школы.
- Опишите в трех словах секцию «Палеоантропология»?
- Можно в двух? Интересно самому!