Продолжаем разбор заданий Единого государственного экзамена по истории.
В предыдущей публикации мы выяснили, что:
♦ при выполнении заданий не стоит полагаться на случайный подбор ответов;
♦ слова-маркеры помогут определить эпоху или укажут на конкретное событие или явление;
♦ без фактологической базы не обойтись;
♦ нужно развивать не только предметные, но и метапредметные умения.
В этой публикации мы рассмотрим особенности выполнения задания №7 – установление соответствия между памятниками культуры и их краткими характеристиками. В КИМах предусмотрено 3 задания на знание фактов истории культуры: одно в первой части (7) и два во второй (14,15).
В демо-версии ЕГЭ по истории 2022 года предложено 4 памятника культуры и 6 характеристик. В целях экономии места и времени мы не будем приводить текст этого задания. Со всем этим Вы можете познакомиться на сайте ФИПИ.
Следует обратить внимание на две особенности:
1) Под памятником культуры понимается не только скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком-либо или о чем-либо, но и сохранившийся предмет культуры прошлого (он может быть не только вещественным, но и письменным).
2) Составители КИМов, как правило, предлагают учащимся памятники культуры из разных эпох. В демо-версии ЕГЭ по истории 2022 года это памятники культуры XII, XVI, XIX и XX веков. С одной стороны, такой разброс по эпохам может стать серьезным подспорьем при выполнении этого задания. Однако при этом, разработчики КИМов могут предложить «близкие» или похожие на правильный ответ характеристики. Приведем пример. В перечне памятников культуры есть картина «Боярыня Морозова». Допустим Вы знаете, что она была создана в XIX веке, но не помните её автора или детали сюжета. А еще Вы знаете, что И.Е.Репин (один из предполагаемых авторов, приведенных в характеристиках), также жил в XIX веке. Это цепь рассуждений может привести Вас… к неправильному ответу. Получается, при выполнении именно этого задания «невыученные уроки» могут обойтись очень дорого.
Как же можно избежать подобных ошибок? Одним из самых действенных способов является составление таблицы по памятникам культуры по видам искусства:
Подведем итоги: задания ЕГЭ по истории содержат подводные камни и если Вы плохо знаете «карту местности» (то есть факты/даты/понятия/персоналии/названия), то легко можете «сесть на мель».
Вашим надежным лоцманом в этом огромном океане знаний могут стать преподаватели Института международных отношений на курсах по подготовке к ЕГЭ по истории в ЦРК UNIVERSUM+!