Недавно среди студентов ИМО разных курсов и направлений подготовки было проведено анкетирование по поводу того, что они думают о цифровом обучении. Подобные опросы проводятся часто, с разными целями, по самым разным аспектам цифровизации, на больших и малых выборках. Но в данном случае ставилась максимально практическая задача: важно было понять, так ли это на самом деле, что студенты не хотят учиться с использованием цифровых форматов. А если максимально конкретно: так ли это, что они не хотят обучаться по онлайн-курсам и цифровым образовательным ресурсам, однозначно предпочитая очный формат.
Почему ставилась такая задача? Дело в том, что являясь ответственной за реализацию ЭО и ДОТ в институте, я часто говорю с коллегами (преподавателями и управленцами) о необходимости активизировтаь работу в данном направлении. И мне нечего возразить, когда коллеги говорят: «А студенты против! Студенты не хотят! Они отказываются». Причем я слышу это от представителей разных направлений, в том числе дополнительного образования.
Важно подчеркнуть, что речь никогда не шла и не идет сейчас о полной замене очных занятий электронным обучением. С самого начала говорится о том, что мы реализуем модель смешанного обучения, что онлайн-курсы и цифровые образовательные ресурсы - это инструменты, которые дополняют процесс обучения и при дидактически грамотном использовании делают его более эффективным, разнообразным и экономным (с точки зрения экономии всех ресурсов).
То есть получается так, что это неприятие студентами ЭО и ДОТ отмечается даже при смешанном обучении. Причем я сама практически не сталкиваюсь с таким отношением. Таким образом, в нашей дискуссии складывается ситуация «слово против слова», и это плохая основа для организации активной и слаженной работы преподавательского коллектива над созданием онлайн-курсов и цифровых образовательных ресурсов и в целом над трансформацией образовательного процесса. Поэтому хотелось понять, против ли студенты на самом деле, что конкретно они оценивают, правильные ли им вопросы задаются, откуда взялось это суждение. И если против, то почему и что со всем этим делать.
Гипотеза исследования была довольно банальной: скорее всего, ни у большинства преподавателей, ни у большинства студентов нет достаточного – глубокого и детального – понимания сути дела. Это непонимание является причиной недостаточно качественных ОК и ЦОР, неправильного их использования, неоптимальной организации учебного процесса, а все это, в свою очередь, способствует выработке негативного отношения студентов к цифровому обучению. То есть студенты не против цифрового обучения как такового, они неудовлетворены его качеством.
Кратко о результатах.
Какой опыт у наших студентов?
100 процентов опрошенных студентов имеют опыт с ЭО и ДОТ в КФУ, при этом примерно 50 процентов имеют опыт обучения на онлайн-курсах внешних провайдеров. То есть половина наших студентов - это опытные пользователи, которые в состоянии сравнить наше предложение с предложением различных образовательных платформ, частных школ, других вузов и критически оценить его.
Как они оценивают этот опыт?
Положительный опыт с ЭО и ДОТ в КФУ имеет 21 процент опрошенных, то есть пятая часть. 36 процентов – у других провайдеров.
То есть опыт 80 процентов назвать положительным нельзя. И это, казалось бы, удручающий показатель, который вполне подтверждает мнение коллег «А студенты не хотят».
Однако только 5 процентов оценивают свой опыт как отрицательный. Все остальные – это 74 процента – испытывают смешанные чувства: они не могут оценить свой опыт однозначно, они видят как позитивные, так и отрицательные стороны. Причем очень важно понимать, что отмечая слабые моменты, студенты говорят не о цифровом обучении в целом, они указывают на конкретные недоработки и возможности усовершенствования процесса обучения по вполне определенным учебным предметам.
И в этом смысле это очень обнадеживающий результат. То есть 95 процентов цифровое образование принимают. И это уже прочное основание говорить о том, что тезис «А студенты не хотят» является весьма спорным.
Интересно отметить, что похожий опрос параллельно проводил исследовательский коллектив в ИПиО КФУ. Значения практически совпали.
Плюсы ЭО все мы хорошо знаем, но интересно было посмотреть, что скажут именно наши студенты. Большинство отметили, что онлайн-курсы и ЦОР
- помогают лучше понять материал;
- дают возможность пересмотреть материал несколько раз;
- обеспечивают разнообразие;
- позволяют не пропускать занятия во время болезни.
Минусы сложились в следующие категории.
Недостаточная подготовленность университета к внедрению ЭО: :
- скучная, устаревшая платформа;
- плохая связь, во время занятий виснет или пропадает интернет;
- плохое оборудование в аудиториях.
Недостаточное качество многих ОК и ЦОР, потому что:
- они сделаны скучно ("Выделить понравившиеся мне ЦОР не могу, так как все они однотипные и не очень интересные. Нужны только для проверки знаний»);
- плохо организована асинхронная коммуникация ("Нет возможности задать вопрос");
- часто обратная связь отсутствует вовсе («Хотелось бы разбирать задания с преподавателем»);
- очень короткие скрипты лекций ("В ОК пара коротких видеофрагментов с обзорным материалом. К ним прикладываются очень короткие лекции. В то время как за полтора часа можно получить намного больше материала");
- в них много неточностей ("Написано, что тест на 45 минут, а на самом деле он на 15 минут", "Неправильные ссылки");
- в них устаревшая информация (!) (это вопрос только к ЦОР?);
- в них часто однообразные / однотипные задания («Иногда прямо видно, что задание сделано для галочки»);
- в них задания сформулированы непонятно;
- в них отсканированые длинные и сложные тексты из учебников без распределения по подпунктам и без визуализации;
- на презентации сплошной текст ("В презентации нет абсолютно никакой структуры");
- они ориентированы на теорию, в них слишком мало практики;
- в них много опечаток, ошибок;
- в них повторяются тесты ("А преподаватель даже не знает").
Интересно, что на вопрос, какие ЦОР вам понравились, около 10 процентов ответили "Таких нет".
Неоптимальная организация учебного процесса:
- непродуманное чередование очных занятий и ЭО;
- отсутствие тьюторской поддержки;
- недостаточная техническая подкованность как студентов, так и преподавателей;
- большая потеря времени при настройке техники.
Недостаточная мотивация:
- неготовность студентов к большому объему самостоятельной работы;
- отсутствие мотивации у ряда преподавателей качественно организовать процесс ЭО («Надо изменить отношение преподавателей к ЭО. Надо, чтобы они научились заинтересовывать учеников в своем предмете, интересно преподавать, с презентациями»).
Обработка результатов и работа над выводами и практическими рекомендациями продолжаются.