28 мая 2022
"А студенты не хотят!"

Недавно среди студентов ИМО разных курсов и направлений подготовки было проведено анкетирование по поводу того, что они думают о цифровом обучении. Подобные опросы проводятся часто, с разными целями, по самым разным аспектам цифровизации, на больших и малых выборках. Но в данном случае ставилась максимально практическая задача: важно было понять, так ли это на самом деле, что студенты не хотят учиться с использованием цифровых форматов. А если максимально конкретно: так ли это, что они не хотят обучаться по онлайн-курсам и цифровым образовательным ресурсам, однозначно предпочитая очный формат. 

Почему ставилась такая задача? Дело в том, что являясь ответственной за реализацию ЭО и ДОТ в институте, я часто говорю с коллегами (преподавателями и управленцами) о необходимости активизировтаь работу в данном направлении. И мне нечего возразить, когда коллеги говорят: «А студенты против! Студенты не хотят! Они отказываются». Причем я слышу это от представителей разных направлений, в том числе дополнительного образования.

Важно подчеркнуть, что речь никогда не шла и не идет сейчас о полной замене очных занятий электронным обучением. С самого начала говорится о том, что мы реализуем модель смешанного обучения, что онлайн-курсы и цифровые образовательные ресурсы - это инструменты, которые дополняют процесс обучения и при дидактически грамотном использовании делают его более эффективным, разнообразным и экономным (с точки зрения экономии всех ресурсов). 

То есть получается так, что это неприятие студентами ЭО и ДОТ отмечается даже при смешанном обучении. Причем я сама практически не сталкиваюсь с таким отношением. Таким образом,  в нашей дискуссии складывается ситуация «слово против слова», и это плохая основа для организации активной и слаженной работы преподавательского коллектива над созданием онлайн-курсов и цифровых образовательных ресурсов и в целом над трансформацией образовательного процесса. Поэтому хотелось понять, против ли студенты на самом деле, что конкретно они оценивают, правильные ли им вопросы задаются, откуда взялось это суждение. И если против, то почему и что со всем этим делать.

Гипотеза исследования была довольно банальной: скорее всего, ни у большинства преподавателей, ни у большинства студентов нет достаточного – глубокого и детального – понимания сути дела. Это непонимание является причиной недостаточно качественных ОК и ЦОР, неправильного их использования, неоптимальной организации учебного процесса, а все это, в свою очередь, способствует выработке негативного отношения студентов  к цифровому обучению. То есть студенты не против цифрового обучения как такового, они неудовлетворены его качеством.

Кратко о результатах. 

Какой опыт у наших студентов?

100 процентов опрошенных студентов имеют опыт с ЭО и ДОТ в КФУ, при этом примерно 50 процентов имеют опыт обучения на онлайн-курсах внешних провайдеров. То есть половина наших студентов - это опытные пользователи, которые в состоянии сравнить наше предложение с предложением различных образовательных платформ, частных школ, других вузов и критически оценить его. 

Как они оценивают этот опыт?

Положительный опыт с ЭО и ДОТ в КФУ имеет 21 процент опрошенных, то есть пятая часть.  36 процентов – у других провайдеров. 

То есть опыт 80 процентов назвать положительным нельзя. И это, казалось бы,  удручающий показатель, который вполне подтверждает мнение коллег «А студенты не хотят».

Однако только 5 процентов оценивают свой опыт как отрицательный. Все остальные – это 74 процента – испытывают смешанные чувства: они не могут оценить свой опыт однозначно, они видят как позитивные, так и отрицательные стороны. Причем  очень важно понимать, что отмечая слабые моменты, студенты говорят не о цифровом обучении в целом, они указывают на конкретные недоработки и возможности усовершенствования процесса обучения по вполне определенным учебным предметам.

И в этом смысле это очень обнадеживающий результат. То есть 95 процентов цифровое образование принимают. И это уже прочное основание говорить о том, что тезис «А студенты не хотят» является весьма спорным.

Интересно отметить, что похожий опрос параллельно проводил исследовательский коллектив в ИПиО КФУ. Значения практически совпали. 

Плюсы ЭО все мы хорошо знаем, но интересно было посмотреть, что скажут именно наши студенты. Большинство отметили, что онлайн-курсы и ЦОР 

- помогают лучше понять материал;

- дают возможность пересмотреть материал несколько раз;

- обеспечивают разнообразие;

- позволяют не пропускать занятия во время болезни.

Минусы сложились в следующие категории.

Недостаточная подготовленность университета к внедрению ЭО: :

- скучная, устаревшая платформа;

- плохая связь, во время занятий виснет или пропадает интернет;

- плохое оборудование в аудиториях.

Недостаточное качество многих ОК и ЦОР, потому что:

- они сделаны скучно ("Выделить понравившиеся мне ЦОР не могу, так как все они однотипные и не очень интересные. Нужны только для проверки знаний»);

- плохо организована асинхронная коммуникация ("Нет возможности задать вопрос");

- часто обратная связь отсутствует вовсе («Хотелось бы разбирать задания с преподавателем»);

- очень короткие скрипты лекций ("В ОК пара коротких видеофрагментов с обзорным материалом. К ним прикладываются очень короткие лекции. В то время как за полтора часа можно получить намного больше материала");

- в них много неточностей ("Написано, что тест на 45 минут, а на самом деле он на 15 минут", "Неправильные ссылки");

- в них устаревшая информация (!) (это вопрос только к ЦОР?);

- в них часто однообразные / однотипные задания («Иногда прямо видно, что задание сделано для галочки»);

- в них задания сформулированы непонятно;

- в них отсканированые длинные и сложные тексты из учебников без распределения по подпунктам и без визуализации;

- на презентации сплошной текст ("В презентации нет абсолютно никакой структуры");

- они ориентированы на теорию, в них слишком мало практики;

- в них много опечаток, ошибок;

- в них повторяются тесты ("А преподаватель даже не  знает"). 

Интересно, что на вопрос, какие ЦОР вам понравились, около 10 процентов ответили "Таких нет".

Неоптимальная организация учебного процесса:

- непродуманное чередование очных занятий и ЭО;

- отсутствие тьюторской поддержки;

- недостаточная техническая подкованность как студентов, так и преподавателей;

- большая потеря времени при настройке техники.

Недостаточная мотивация: 

- неготовность студентов к большому объему самостоятельной  работы;

- отсутствие мотивации у ряда преподавателей качественно организовать процесс ЭО («Надо изменить отношение преподавателей к ЭО. Надо, чтобы они научились заинтересовывать учеников в своем предмете, интересно преподавать, с презентациями»).

Обработка результатов и работа над выводами и практическими рекомендациями продолжаются. 

 

 

Источник информации: Центр развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО; О.И. Донецкая