Замалетдинов Радиф Рифкатович родился 27 октября 1969 г. в с. Малая Цильна Дрожжановского района Республики Татарстан. По окончании Малоцильнинской средней школы он призывается в ряды вооруженных сил страны. После прохождения воинской службы свою судьбу Р.Р.Замалетдинов связывает с Казанским государственным педагогическим институтом (с 1994 г. — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования — Казанский государственный педагогический университет, с 2005 г. — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования — Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет): заканчивает (1995 г.) с красным дипломом факультет татарской филологии и истории (до 1994 г. факультет назывался историко-филологическим) данного вуза по специальности татарский язык, литература и история, защищает диссертации на соискание ученых степеней кандидата педагогических наук (1998 г.) и доктора филологических наук (2004 г.); с некоторыми перерывами (в 1994 — 1996 гг.) работает в Министерстве образования Республики Татарстан, в 1999 — 2002 гг. — в аппарате Кабинета Министров Республики Татарстан), однако, не прерывая педагогическую деятельность в вузе, он проходит путь от ассистента до профессора, от заместителя декана факультета (1996 — 1999 гг.) до декана факультета (2002 — 2004 гг.), заведующего кафедрой (с 2003 г.) и проректора университета (с 2004 г.).
В 2003 — 2004 гг. в Государственном координационном центре информационных технологий Министерства образования и науки Российской Федерации прошел профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовательных учреждениях».
Научно-методическую деятельность Р.Р.Замалетдинова условно можно разделить на 3 направления:
1) исследования в области лингвокультурологии. По данной проблеме им написаны и изданы 2 монографии: «Внутренний и внешний мир носителей татарской культуры через призму языка» (Казань: Изд-во КГУ, 2003. — 192 с.), «Татарская культура в языковом отражении» (М.: ВЛАДОС; Казань: Магариф, 2004. — 239 с.); составлен уникальный словарь «Этнокультурная лексика татарского языка» (Казань: Алма-Лит, 2003. — 144 с.), а также в различных сборниках и изданиях Российской Федерации опубликовано около двух десятков статей. Руководит аспирантами и соискателями. В 2004 г. по теме «Национально-языковая картина татарского мира» им защищена диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук (специальность — языки народов Российской Федерации (татарский язык);
2) работы по сопоставительному изучению татарского и русского языков. В этом направлении Р.Р.Замалетдиновым изданы монография «Теория и практика сопоставительного изучения татарского и русского языков» (Казань: Изд-во Казан. педун-та, 2003. — 169 с.), программы «Сопоставительная типология татарского и русского языков: программа для педвузов» (Казань: Изд-во Казан. педун-та, 2000. — 19 с.) и «Сопоставительная грамматика: Программа» (Казань: Изд-во Казан. педун-та, 2004. — 21 с.), учебно-методическое пособие «Сопоставительный аспект изучения татарского и русского языков» (Казань: Изд-во Казан. педун-та, 2002. — 32 с.) и десятки статей в различных сборниках и изданиях страны. Обобщающим его работы в этой области является учебное пособие с грифом УМО по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки РФ (для педагогических вузов РФ) «Сопоставительная грамматика татарского и русского языков» (144 с.), изданное в 2004 г. в издательстве Казанского государственного университета;
3) труды по разработке лингвометодических основ преподавания татарского языка. Р.Р.Замалетдиновым в этой области изданы 2 монографии — «Лингводидактические основы обучения чтению на татарском языке учащихся начальных классов русских школ» (Казань: Мастер-Лайн, 1999. — 169 с.) и «Основы методики обучения чтению на татарском как неродном языке» (Казань: Магариф, 2002. — 167 с.), учебно-методическое пособие «Упражнения по обучению чтению русскоязычных учащихся 1–3 классов на татарском языке» (Казань: Изд-во Казан. педун-та, 1998. — 85 с.), более двадцати статей и тезисов. Им в соавторстве составлена Программа преподавания родного (татарского) языка в 5–11 классах // Программы преподавания родного языка и литературы детям-татарам, обучающимся в I–XI классах русских школ (Казань: Магариф, 2003. — С. 30–65) и разработаны Нормы оценок знаний и умений по родному языку детей-татар, обучающихся в русских школах // Программы преподавания родного языка и литературы детям-татарам, обучающимся в 1–11 классах русских школ (Казань: Магариф, 2003. — С.120–127). В 1998 г. по теме «Методика обучения чтению на татарском языке русскоязычных учащихся 1–3 классов как одному из видов речевой деятельности» Р.Р.Замалетдиновым защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (специальность — общая педагогика, теория и методика обучения татарскому языку).
Наряду с вышеуказанной деятельностью с 1998 г. Р.Р.Замалетдинов является членом и председателем одной из 7 комиссий Комитета по реализации законодательства о языках при Кабинете Министров Республики Татарстан. В 2005 г. он избран председателем учебно-методической комиссии по специальности родной (татарский) язык и литература учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации (УМО), стал членом президиума данного УМО.
В 2007 году коллектив Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета выдвинул его на должность ректора этого вуза.
Основные труды перечислены выше.
О нем
1. «Татарстан хәбәрләре» газетасы. 1994. 20 дек.
2. Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М.Х.Хасанов, отв. ред. Г.С.Сабирзянов. — Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2005.— Т. 2. — С.426-427.
Из книги: Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – С. 201-202