Замалетдинов Радиф Рифкатович родился 27 октября 1969 г. в с. Малая Цильна Дрожжановского района Республики Татарстан. По окончании Малоцильнинской средней школы он призывается в ряды вооруженных сил страны. После прохождения воин­ской службы свою судьбу Р.Р.Замалетдинов связывает с Казанским государст­венным педагогическим институтом (с 1994 г. — государственное образовательное учрежде­ние высшего профессионального образования — Казанский государственный педа­гогический университет, с 2005 г. — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования — Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет): заканчивает (1995 г.) с красным дипломом факультет татарской филологии и истории (до 1994 г. факультет назывался­ историко-филологическим) данного вуза по специальности татарский язык, литера­тура и история, защищает диссерта­ции на соискание ученых степеней канди­дата педагогических наук (1998 г.) и доктора ­филологических наук (2004 г.); с некото­рыми перерывами (в 1994 — 1996 гг.) работает в Министерстве образования Республики Татарстан, в 1999 — 2002 гг. — в аппарате Кабинета Министров Рес­публики Татарстан), однако, не прерывая педагогическую деятельность в вузе, он проходит путь от ассистента до профессора, от заместителя декана факультета (1996 — 1999 гг.) до декана факультета (2002 — 2004 гг.), заведующего кафедрой (с 2003 г.) и проректора университета (с 2004 г.).

В 2003 — 2004 гг. в Государственном координационном центре информационных технологий Министерства образования и науки Российской Федерации прошел профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовательных учреждениях».

Научно-методическую деятельность Р.Р.Замалет­динова условно можно разделить на 3 направления:

1) исследования в области лингвокультурологии. По данной проблеме им написаны и изданы 2 монографии: «Внутренний и внешний мир носите­лей татарской культуры через призму язы­ка» (Казань: Изд-во КГУ, 2003. — 192 с.), «Татарская культура в языковом отражении» (М.: ВЛАДОС; Казань: Магариф, 2004. — 239 с.); составлен уникальный словарь «Этнокультурная лексика татарского языка» (Казань: Алма-Лит, 2003. — 144 с.), а также в различных сборниках и изданиях Российской Федерации опубликовано около двух десятков статей. Руководит аспирантами и соискателями. В 2004 г. по теме «Национально-языковая картина татарского мира» им защищена диссертация на соискание ученой степени­ доктора филологических наук (специальность — языки народов Российской Федерации (татарский язык);

2) работы по сопоставительному изучению татарского и русского языков. В этом направлении Р.Р.Замалетдиновым изданы монография «Теория и практика сопоставительного изучения татарского и русского языков» (Казань: Изд-во Казан. педун-та, 2003. — 169 с.), программы «Сопоставительная типология татарского и русского языков: программа для педвузов» (Казань: Изд-во Казан. педун-та, 2000. — 19 с.) и «Сопоставительная грамматика: Программа» (Казань: Изд-во Казан. педун-та, 2004. — 21 с.), учебно-методическое пособие «Сопоставительный аспект изучения татарского и русского языков» (Казань: Изд-во Казан. педун-та, 2002. — 32 с.) и десятки статей в различных сборниках и изданиях страны. Обобщающим его работы в этой области является учебное пособие с грифом УМО по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки РФ (для педагогических вузов РФ) «Сопоставительная грамматика татарского и русского языков» (144 с.), изданное в 2004 г. в издательстве Казанского государственного университета;

3) труды по разработке лингвометодических основ преподавания татарского­ языка. Р.Р.Замалетдиновым в этой облас­ти изданы 2 монографии — «Лингводидактические основы обучения чтению на татарском языке учащихся начальных классов русских школ» (Казань: Мастер-Лайн, 1999. — 169 с.) и «Основы методики обучения чтению на татарском как неродном языке» (Казань: Магариф, 2002. — 167 с.), учебно-методическое пособие «Упражнения по обучению чтению русскоязычных учащихся 1–3 классов на татарском языке» (Казань: Изд-во Казан. педун-та, 1998. — 85 с.), более двадцати статей и тезисов. Им в соавторстве сос­тавлена Программа преподавания родного (татарского) языка в 5–11 классах // Программы преподавания родного языка и литературы детям-татарам, обучающимся в I–XI классах русских школ (Казань: Магариф, 2003. — С. 30–65) и разработаны Нормы оценок знаний и умений по родному языку детей-татар, обучающихся в русских школах // Программы преподавания родного языка и литературы детям-татарам, обучающимся в 1–11 классах русских школ (Казань: Магариф, 2003. — С.120–127). В 1998 г. по теме «Методика обучения чтению на татар­ском языке русскоязычных учащихся 1–3 классов как одному из видов речевой деятельности» Р.Р.Замалетдиновым защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (специальность — общая педагогика, тео­рия и методика обучения татарскому языку).

Наряду с вышеуказанной деятельностью с 1998 г. Р.Р.Замалетдинов является членом и председателем одной из 7 комиссий Комитета по реализации законодательства о языках при Кабинете Министров Республики Татарстан. В 2005 г. он избран председателем учебно-методической комиссии по специальности родной (татарский) язык и литература учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации (УМО), стал членом президиума данного УМО.

В 2007 году коллектив Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета выдвинул его на должность ректора этого вуза.

Основные труды перечислены выше.


О нем

1. «Татарстан хәбәрләре» газетасы. 1994. 20 дек.

2. Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М.Х.Хасанов, отв. ред. Г.С.Сабирзянов. — Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2005.— Т. 2. — С.426-427.



Из книги: Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – С. 201-202


Дополнительная информация