Накануне завершающего V Всероссийскую неделю сбережений Семейного фестиваля руководитель проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности в Российской Федерации", глава департамента международных финансовых отношений Минфина России Андрей Бокарев рассказал в интервью о достигнутых целях проекта, дальнейших планах и о том, какая финансовая осведомленность у жителей.
— В чем заключается стратегия проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации"? Каких результатов Минфину уже удалось достичь?
— Практически цели и задачи, которые ставились при запуске, уже достигнуты и выполнены. В первую очередь создан необходимый потенциал работы в области финансовой грамотности как на федеральном, так и на региональном уровне. Речь идет о региональных центрах финансовой грамотности и методическом центре, который создан на базе Высшей школы экономики, РАНХиГС и других образовательных учреждений. Центр отвечает за подготовку педагогов — тьюторов (наставник — прим. ТАСС), а также за продвижение финансовой грамотности в регионах.
Создана необходимая база работы со взрослым населением, в том числе на рабочих местах. Сегодня есть все необходимые учебно-методические материалы для школы, для высших учебных заведений, для взрослого населения и для отдельных категорий граждан. Мы специально обращали внимание на разработку пособий для детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, оказавшихся без родителей, воспитывавшихся в детских домах. Сейчас создается пособие для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, — имеющих тяжелые заболевания или инвалидность. Отдельные материалы созданы и для пенсионеров.
Где сегодня распространяются эти материалы, кроме региональных центров?
— Мы стараемся распространять их максимально широко. Есть региональные центры, в которых группа консультантов работает на постоянной основе. Есть тьюторы, которые прошли программу обучения, повышения квалификации, и они дальше в инициативном порядке проводят обучение различных категорий граждан на местах во время таких мероприятий, как Неделя сбережений.
На днях мы награждали нескольких волонтеров, кто проявил наибольшую активность, заинтересованность в работе на этом направлении. Мы стараемся активно продвигать все пособия в рамках мероприятий, которые организуются в ходе Российской недели финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийской недели сбережений. В этот период мероприятия проходят практически по всей России, во всех регионах. Мы используем все возможности широко вовлекать различные категории граждан, в том числе используя возможности проведения мероприятий в торговых центрах, на базе библиотек, крупных предприятий, организаций. Необходимо отметить роль наших партнеров: Сбербанка и "Почта Банка". Они представляют для мероприятий проекта своих сотрудников, каналы взаимодействия с аудиторией, свои помещения. Важную роль играет и работа с Роспотребнадзором. В каждом регионе есть их представительства, и все сотрудники, которые работают на местах, тоже активно вовлечены в наши мероприятия. Всю информацию по актуальным финансовым вопросам можно бесплатно получать в этих отделениях или обратиться по горячей линии по защите прав потребителей и финансовых услуг. Также в рамках проекта установлены специальные информационные киоски.
— Сколько регионов сейчас принимают участие в проекте? Каких результатов удалось достичь в плане охвата?
— У нас есть девять регионов, которые участвуют в проекте в полном формате. Это регионы, у которых есть свои собственные программы повышения уровня финансовой грамотности населения, и они вкладывают средства регионального бюджета в эти мероприятия. Наши ветераны движения — Калининград, Волгоград, Саратов, Архангельск, Ставрополь, Краснодар, Томск, Алтай, Татарстан. Также у нас есть целый ряд так называемых неофициальных регионов-партнеров, кто активно заинтересован в развитии сотрудничества по проекту. Кроме того, есть целый ряд субъектов РФ, кто подключается к нашей работе в ходе массовых всероссийских мероприятий.
Мы стараемся сделать все наработки максимально доступными для всех регионов — никаких ограничений в их использовании нет. Более того, новым регионам, которые обращаются с просьбой поддержать, запустить какие-то мероприятия или подготовить специалистов, мы всегда идем навстречу. Сейчас активно используется схема, когда эти регионы — участники проекта выступают своего рода хабами: на их площадках регулярно проходят мероприятия, где все остальные регионы могут поучиться, перенять опыт, получить ответы на часто встречающиеся вопросы, узнать о сложностях, проблемах. Наши методические центры по подготовке педагогов для школ созданы далеко не во всех регионах, но мы стараемся организовать такую же схему хабов, когда педагоги из соседних регионов приезжают в этот центр для обучения, для прохождения программ повышения квалификации. Эта программа работает и активно используется.
— С появлением Стратегии повышения уровня финансовой грамотности, которая была принята в прошлом году на федеральном уровне, станет ли для регионов такая работа обязательством?
— С того момента, как на уровне правительства РФ принята Стратегия и одобрен план действий на ближайшие пять-шесть лет, безусловно, уже статус вопроса меняется. Сейчас на уровне правительства признана значимость этой темы, возможность решения тех или иных задач через проблематику финансовой грамотности, повышения качества финансового образования, уровня знаний людей в этой области. Это может решить целый ряд проблем социально-экономического развития, оптимизации возможных потерь, всевозможных мошеннических схем, обеспечить планомерное развития домохозяйств. Сейчас уже и региональные власти на эту проблематику смотрят несколько иначе, и нам нет необходимости разъяснять важность этой темы. На уровне регионов выстраивается алгоритм работы, формируется группа ответственных сотрудников, кто будет отвечать за реализацию стратегии на местах. Одна из первоочередных задач — это обеспечение доступа как можно большего количества людей к изучению основ финансовой грамотности.
— Какие вопросы финансовой грамотности за время проекта стали яснее людям, а какие остаются туманными?
— Например, несмотря на то, что активно идет разъяснение того, какие есть характерные признаки финансовых пирамид и мошеннических схем, как показывает опыт, далеко не всегда люди прислушиваются к таким советам. Есть определенная доля людей — и в России, и за рубежом это порядка 10–15% — кто считает, что они осведомлены о возможных рисках и смогут правильно рассчитать стратегию выхода, успеют вовремя забрать свои деньги, заработать и ничего не потерять. К сожалению, реальность порой оказывается несколько иной. Осведомленность в этой области повысилась, но сказать, что проблема полностью урегулирована, нельзя. Прослеживается позитивная тенденция с точки зрения понимания необходимости финансового планирования.
Правда, пока основная масса граждан не планирует дальше горизонта один-три месяца, в то время как правильнее было бы планировать свои траты на период до одного года. Ситуация с кредитами все еще неоднозначная. Мы уделяем этому вопросу большое внимание. Часто люди понимают, что объем кредитной нагрузки, объем платежей не должен превышать 30% от его месячного дохода. Но бывают импульсивные решения, когда хочется всего и сразу, да побольше. Здесь важную роль играет психология. Есть люди, которые берут один кредит для важной покупки и стараются его своевременно в полной мере обслуживать.
В тоже время есть ряд людей, кто уже начинает входить в раж и постоянно берет новые и новые кредиты на разные цели. И речь уже идет не о первоочередных покупках. К сожалению, среди таких проблемных заемщиков велика доля тех, у кого три-пять и более кредитов. Естественно, в таких случаях людям приходится искать какие-то новые пути погашения своих обязательств.
Пока не сильно меняется картина с точки зрения осведомленности о защите прав потребителей финансовых услуг. Достаточно медленно растет доля тех, кто знает, куда обращаться за защитой своих прав как потребителей финансовых услуг, и по-прежнему невелик процент тех, кто рассчитывает на защиту своих прав. В этом плане пока ситуация меняется крайне медленно.
Есть еще момент. Это, скорее, российская специфика, и она проявляется как в отношении взрослого населения, так и применительно к детям. В малых городах и сельской местности уровень финансовой грамотности значительно ниже уровня финансовой грамотности в мегаполисе. Такая тенденция присутствует в том числе и в европейских странах, но там разрыв уровня знаний составляет несколько процентов, у нас может доходить до 10–15%. Однако мы специально не ограничивали масштаб участия в исследовании.
Организации экономического сотрудничества развития (ОЭСР), поскольку нам важнее все-таки видеть реальную картинку, а не только в пределах МКАД. В этом плане китайские коллеги пока используют несколько иную схему. Как правило, участвуют только несколько крупных мегаполисов, относящихся к финансовым центрам. Объективно, дети, проживающие в этих мегаполисах, априори показывают хороший результат. Если привлечь к исследованию регионы "внутреннего Китая", то картинка будет несколько отличаться.
Беседовала Дарья Карамышева, ТАСС