Ю.О. Коробьина, О.А. Иванова
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Полный текст PDF
DOI: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.55-67
Для цитирования: Коробьина Ю.О., Иванова О.А. Анализ особенностей речевого развития у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 1–2. – С. 55–67. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.55-67.
For citation: Korobina Y.O., Ivanova O.A. Analysis of speech development in preschool children with autism spectrum disorders. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 1–2, pp. 55–67. doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.55-67. (In Russian)
Аннотация
Особенности психического и речевого развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра достаточно широко исследованы на стыке наук, однако при этом отмечается значительная нехватка информации о специфике формирования речи детей дошкольного возраста с искаженным вариантом психического развития. В работе изучены и обобщены особенности речи детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе анализа российской и зарубежной литературы в рамках психолингвистического подхода. Определены значимые характеристики в развитии речи дошкольников с расстройствами аутистического спектра, выявлены условия, необходимые для успешного формирования речевой коммуникации, проведен анализ сформированности коммуникативной и прагматической функций речи, охарактеризован уровень речевого развития у детей, посещающих специализированный детский сад Казанского федерального университета для детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, речь, дошкольники, речевое развитие, психолингвистический подход, прагматическая функция языка
Благодарности. Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета».
Литература
- Fedotov D., Kim B., Karpov A., Minker W. Time-continuous emotion recognition using spectrogram based CNN-RNN modelling // Speech and Computer: Proc. 21st Int. Conf., SPECOM 2019, Istanbul, Turkey, Aug. 20–25, 2019. – Switzerland: Springer, 2019. – V. 11658. – P. 93–102.
- Sutskever I., Vinyals O., Le Q.V. Sequence to sequence learning with neural networks // Proc. 28th Annu. Conf. on Neural Information Processing Systems 2014, Dec. 8–13, Montreal, Canada: 4 Vols. – Montreal: Welling, M. et al., 2014. – V. 1. – P. 3104–3112.
- Сухарева В.А. Особенности зарубежного подхода к диагностике и коррекции речи детей с расстройствами аутистического спектра путем введения понятия прагматической функции языка // Инновационные научные исследования. – 2021. – №. 4-1. – С. 139–148.
- Васягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Нац. психол. журн. – 2018. – № 2. – С. 92–101.
- Андреева С.В. Формирование произвольной речи у обучающихся с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития в начальной специализированной школе // Специальное образование. – 2022. – №. 4. – С. 6–27.
- Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Давыдова Е.Ю., Лопухина А.А., Арутюнян В.Г., Хаустов А.В. Особенности понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 4. – С. 137–161. – doi:10.17759/cpse.2021100407.
- Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Гречаный С.В., Матвеев Ю.Н., Верхоляк О.В., Карпов А.А. Голосовой портрет ребенка с типичным и атипичным развитием. – СПб.: Изд.-полигр. ассоц. высш. учеб. завед., 2020. – 204 с.
- Kaya H., Karpov A.A. Efficient and effective strategies for cross-corpus acoustic emotion recognition // Neurocomputing. – 2018. – V. 275. – P. 1028–1034. – doi: 10.1016/j.neucom.2017.09.049.
- Verkholyak O., Fedotov D., Kaya H., Zhang Y., Karpov A. Hierarchical two-level modelling of emotional states in spoken dialog systems // Proc. ICASSP 2019 – 2019 IEEE Int. Conf. on Acoustics, Speech and Signal Processing (ICASSP). – 2019. – P. 6700–6704. – doi: 10.1109/ICASSP.2019.8683240.
- Mohanta A., Mittal V.K. Classifying speech of ASD affected and normal children using acoustic features // Proc. 2020 Natl. Conf. on Communications (NCC). – 2020. – P. 1–6. – doi: 10.1109/NCC48643.2020.9056084.
- Голышева М.Д. Функции эхолалии в речи детей с ранним детским аутизмом // Наука и образование. Образование в современном мире: проблемы и пути решения: Сб. тр. участников XIII Междунар. науч. конф. – Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2020. – С. 85–93.
- Ramberg C., Ehlers S., Nydén A., Johansson M., Gillberg C. Language and pragmatic functions in school-age children on the autism spectrum // Int. J. Lang. Commun. Disord. – 1996. – V. 31, No 4. – P. 387–413. – doi: 10.3109/13682829609031329.
- Туманова, Т.В., Филичева Т.Б., Соболева А.В. Реализация персонифицированного подхода в процессе инициации речи у детей 6–7 лет с расстройствами аутистического спектра // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 1. – С. 28–35. – doi: 10.47639/2074-4986_2022_1_28.
- Скребцова Т.Г. О лингвистических аспектах аутизма // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 16. – 2016. – Вып. 3. – С. 18–27.
- Коробьина Ю.О., Иванова О.А. Применение метода сенсорной интеграции в обучении детей с расстройством аутистического спектра // Система знаний: процессы развития современной научной мысли. – Казань: ООО «СитИвент», 2021. – С. 96–102.
- Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: ЦПМССДиП, 2010. – 88 с.
- Диярова И.В., Нигматуллина И.А. Особенности логопедической работы по развитию речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра // Сб. науч. тр. XIII Междунар. науч.-образ. конф. / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Казан. фед. ун-т, 2019. – С. 68–73.
- Нигматуллина И.А., Гончарова Э.А. Прикладной анализ поведения как метод диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра // Сб. науч. тр. XIII Междунар. науч.-образ. конф. / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Казан. фед. ун-т, 2019. – С. 183–188.
- Самойленко М.А. О лингвистической целесообразности изучения патологического функционирования языковой системы // Лингвистическое наследие Л.В. Щербы в свете современной науки о языке: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. в рамках V Междунар. фестиваля науки. – М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2020. – С. 138–143.
- Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 304 с.
- Эрц Ю.М., Мелешкевич О.В. Особые дети: введение в прикладной анализ поведения (ABA). – М.: Бахрах-М, 2020. – 208 с.
Поступила в редакцию
08.02.2022
Коробьина Юлия Олеговна, магистрант Института психологии и образования, учитель-логопед Специального (коррекционного) детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра «МЫ ВМЕСТЕ»
Казанский (Приволжский) федеральный университет
ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия
E-mail: Korobina322162@mail.ru
Иванова Ольга Александровна, логопед Центра патологии речи Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины
Казанский (Приволжский) федеральный университет
ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия
E-mail: iv.olga2578@yandex.ru
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License