Ю.О. Коробьина, О.А. Иванова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.55-67

Для цитирования: Коробьина Ю.О., Иванова О.А. Анализ особенностей речевого развития у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 1–2. – С. 55–67. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.55-67. 

For citation: Korobina Y.O., Ivanova O.A. Analysis of speech development in preschool children with autism spectrum disorders. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 1–2, pp. 55–67. doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.55-67. (In Russian)

Аннотация

Особенности психического и речевого развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра достаточно широко исследованы на стыке наук, однако при этом отмечается значительная нехватка информации о специфике формирования речи детей дошкольного возраста с искаженным вариантом психического развития. В работе изучены и обобщены особенности речи детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе анализа российской и зарубежной литературы в рамках психолингвистического подхода. Определены значимые характеристики в развитии речи дошкольников с расстройствами аутистического спектра, выявлены условия, необходимые для успешного формирования речевой коммуникации, проведен анализ сформированности коммуникативной и прагматической функций речи, охарактеризован уровень речевого развития у детей, посещающих специализированный детский сад Казанского федерального университета для детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, речь, дошкольники, речевое развитие, психолингвистический подход, прагматическая функция языка

Благодарности. Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета».

Литература

  1. Fedotov D., Kim B., Karpov A., Minker W. Time-continuous emotion recognition using spectrogram based CNN-RNN modelling // Speech and Computer: Proc. 21st Int. Conf., SPECOM 2019, Istanbul, Turkey, Aug. 20–25, 2019. – Switzerland: Springer, 2019. – V. 11658. – P. 93–102.
  2. Sutskever I., Vinyals O., Le Q.V. Sequence to sequence learning with neural networks // Proc. 28th Annu. Conf. on Neural Information Processing Systems 2014, Dec. 8–13, Montreal, Canada: 4 Vols. – Montreal: Welling, M. et al., 2014. – V. 1. – P. 3104–3112.
  3. Сухарева В.А. Особенности зарубежного подхода к диагностике и коррекции речи детей с расстройствами аутистического спектра путем введения понятия прагматической функции языка // Инновационные научные исследования. – 2021. – №. 4-1. – С. 139–148.
  4. Васягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Нац. психол. журн. – 2018. – № 2. – С. 92–101.
  5. Андреева С.В. Формирование произвольной речи у обучающихся с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития в начальной специализированной школе // Специальное образование. – 2022. – №. 4. – С. 6–27.
  6. Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Давыдова Е.Ю., Лопухина А.А., Арутюнян В.Г., Хаустов А.В. Особенности понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 4. – С. 137–161. – doi:10.17759/cpse.2021100407.
  7. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Гречаный С.В., Матвеев Ю.Н., Верхоляк О.В., Карпов А.А. Голосовой портрет ребенка с типичным и атипичным развитием. – СПб.: Изд.-полигр. ассоц. высш. учеб. завед., 2020. – 204 с.
  8. Kaya H., Karpov A.A. Efficient and effective strategies for cross-corpus acoustic emotion recognition // Neurocomputing. – 2018. – V. 275. – P. 1028–1034. – doi: 10.1016/j.neucom.2017.09.049.
  9. Verkholyak O., Fedotov D., Kaya H., Zhang Y., Karpov A. Hierarchical two-level modelling of emotional states in spoken dialog systems // Proc. ICASSP 2019 – 2019 IEEE Int. Conf. on Acoustics, Speech and Signal Processing (ICASSP). – 2019. – P. 6700–6704. – doi: 10.1109/ICASSP.2019.8683240.
  10. Mohanta A., Mittal V.K. Classifying speech of ASD affected and normal children using acoustic features // Proc. 2020 Natl. Conf. on Communications (NCC). – 2020. – P. 1–6. – doi: 10.1109/NCC48643.2020.9056084.
  11. Голышева М.Д. Функции эхолалии в речи детей с ранним детским аутизмом // Наука и образование. Образование в современном мире: проблемы и пути решения: Сб. тр. участников XIII Междунар. науч. конф. – Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2020. – С. 85–93.
  12. Ramberg C., Ehlers S., Nydén A., Johansson M., Gillberg C. Language and pragmatic functions in school-age children on the autism spectrum // Int. J. Lang. Commun. Disord. – 1996. – V. 31, No 4. – P. 387–413. – doi: 10.3109/13682829609031329.
  13. Туманова, Т.В., Филичева Т.Б., Соболева А.В. Реализация персонифицированного подхода в процессе инициации речи у детей 6–7 лет с расстройствами аутистического спектра // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 1. – С. 28–35. – doi: 10.47639/2074-4986_2022_1_28.
  14. Скребцова Т.Г. О лингвистических аспектах аутизма // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 16. – 2016. – Вып. 3. – С. 18–27.
  15. Коробьина Ю.О., Иванова О.А. Применение метода сенсорной интеграции в обучении детей с расстройством аутистического спектра // Система знаний: процессы развития современной научной мысли. – Казань: ООО «СитИвент», 2021. – С. 96–102.
  16. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: ЦПМССДиП, 2010. – 88 с.
  17. Диярова И.В., Нигматуллина И.А. Особенности логопедической работы по развитию речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра // Сб. науч. тр. XIII Междунар. науч.-образ. конф. / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Казан. фед. ун-т, 2019. – С. 68–73.
  18. Нигматуллина И.А., Гончарова Э.А. Прикладной анализ поведения как метод диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра // Сб. науч. тр. XIII Междунар. науч.-образ. конф. / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Казан. фед. ун-т, 2019. – С. 183–188.
  19. Самойленко М.А. О лингвистической целесообразности изучения патологического функционирования языковой системы // Лингвистическое наследие Л.В. Щербы в свете современной науки о языке: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. в рамках V Междунар. фестиваля науки. – М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2020. – С. 138–143.
  20. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 304 с.
  21. Эрц Ю.М., Мелешкевич О.В. Особые дети: введение в прикладной анализ поведения (ABA). – М.: Бахрах-М, 2020. – 208 с.

Поступила в редакцию

08.02.2022

 

Коробьина Юлия Олеговна, магистрант Института психологии и образования, учитель-логопед Специального (коррекционного) детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра «МЫ ВМЕСТЕ»

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: Korobina322162@mail.ru

 

Иванова Ольга Александровна, логопед Центра патологии речи Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: iv.olga2578@yandex.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License