Е.И. Аюпова
Казанская духовная семинария, г. Казань, 420008, Россия
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о степени этимологической близости между славянскими и древнегреческими нарицательными наименованиями ребёнка. Анализ лексических единиц осуществляется в генеалогическом и типологическом аспектах. Отмечается, что установление прямых этимологических соответствий в изучаемой лексической группе не всегда возможно, поскольку коррелирующие лексемы формировались в этих языках изолированно друг от друга, однако даже при отсутствии прямых связей генетическая близость языков порождает структурно-типологическое сходство словообразовательных моделей. Выявление этого даёт возможность высказать некоторые предположения о родственности межъязыковых коррелятов на основе их фонетической и деривационной общности. В ряде случаев можно говорить о типологическом сходстве аффиксальных формантов, выражающих различными средствами общую словообразовательную и грамматическую семантику (отсутствие речи, идею пассивности, принадлежность к среднему роду и под.). Описанные лексико-грамматические наблюдения позволяют сделать вывод о важности широкого привлечения греческого материала при этимологическом анализе славянской лексики.
Ключевые слова: славяно-греческие этимологии, наименования ребёнка, словообразовательная модель, генеалогическое родство, типологическое сходство
Литература
Поступила в редакцию
28.03.17
Аюпова Елена Ильдаровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии
Казанская православная духовная семинария
ул. Челюскина, д. 31а, г. Казань, 420036, Россия
E-mail: eayupova@yandex.ru
Для цитирования: Аюпова Е.И. Славяно-греческие этимологические этюды (на материале наименований ребёнка) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 5. – С. 1088–1096.
For citation: Ayupova E.I. The Slavonic-Greek etymological studies (based on child names). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 5, pp. 1088–1096. (In Russian)
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.