О кафедре
История казанской психологии начинается с 1885 года, когда В.М.Бехтерев создает первую в России психофизиологическую лабораторию при кафедре душевных болезней (психиатрии).
Выдающийся ученый невролог, психиатр, физиолог, психолог Владимир Михайлович Бехтерев с 1885 по 1893 гг работал в Казанском университете профессором по кафедре душевных болезней.
В 1885 г. В.М. Бехтереву Министерством просвещения и Казанским университетом было предложено руководство кафедрой психиатрии. Бехтерев, прежде чем принять это предложение, поставил ряд условий и среди них — организацию психофизиологической лаборатории. Все они были приняты, и осенью 1885 г. психофизиологическая лаборатория была организована при Казанском университете.
Здесь велись работы по анатомии, гистологии, физиологии нервной системы, особенно центральной, в норме и патологии. Помимо практических занятий проводились экспериментально-психологические исследования, преимущественно по психометрии.
В Казанской лаборатории впервые стал зарождаться один из тех научных коллективов с особым, направлением и традициями в характере исследований, который вошел в историю отечественной науки как бехтеревская школа.
В 1922 году под руководством российского психолога А.Р.Лурии было организовано общественное научное объединение сторонников психоанализа г.Казани - Казанская психоаналитическая ассоциация. Основная цель - «знакомства с новыми направлениями в изучении психологии личности», установления контактов с отечественными и зарубежными психоаналитиками, приобретения и переводов иностранной литературы, издания «наиболее интересных психоаналитических новинок» и использования психоаналитической терапии для лечения функциональных расстройств.
Следующий период развития кафедры связан с именами В.С.Мерлина, Е.А.Климова. В стенах Казанского университета разрабатывались проблемы исследования профессиональных качеств, способностей личности.
В 1980-1990 годы тщательно изучаются собственно психологические особенности человека: интеллектуально-творческие, эмоциональные, коммуникативные, инженерно-управленческие, музыкальные. Строятся модельные аналоги личности как субъекта самоуправления (Н.М.Пейсахов), субъекта учебной деятельности (В.И.Андреев, Р.В.Габдреев), субъекта психических состояний (А.О.Прохоров), субъекта саморазвития (Л.М.Попов), проблемы эмоциональной устойчивости в экстремальных ситуациях (Л.М.Аболин).
Разрабатываются и проходят массовую апробацию методы постижения развития и саморазвития индивидуального и группового субъектов, включая самодеятельные образования с позитивной и общественной направленностью.Кафедра общей психологии была открыта в начале 2003 года.
На кафедре активно ведутся исследования и разработки по следующим направлениям: психические состояний человека и их регуляции, социокультурные различия в ценностях и установках различных групп, психологическое консультирования, социально-психологические особенностей групп и субъекта в группе, ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта. Кафедра общей психологии активно сотрудничает с Лейпцигским университетом (Германия).
Научные направления
На кафедре активно ведутся исследования и разработки по следующим направлениям: психические состояний человека и их регуляции, социокультурные различия в ценностях и установках различных групп, психологическое консультирования, социально-психологические особенностей групп и субъекта в группе, ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта. Кафедра общей психологии активно сотрудничает с Лейпцигским университетом (Германия).