Технологии реализации педагогического образования в условиях классического университета
26 октября 2018 г. в РАО прошли жаркие дискуссии о развитии педагогической науки.
Как науке осуществить системный и профессиональный успех?
Именно такой вопрос поставила заместитель министра науки и высшего образования М.А.Боровская. Президент РАО Ю.П.Зинченко подчеркнул, что для системного и профессионального успеха педагогическая наука должна стать по-настоящему прогностической: пока неизвестно, к чему приведет цифровое образование, какие профессии будут востребованы через 5, 10, 15 и т.д. лет, как обеспечить развитие образования, личности, культуры, экономики в ситуации неопределенности, как создать систему управления рисками и до. Именно поэтому сейчас начата работа над проектами "Образование", "Наука" и др.
Интересные модели взаимодействия с РАО представили руководители региональных научных центров РАО: Волгоградского, Крымского, Уральского и др.
В Приволжском РНЦ работа над технологиями реализации педагогического образования осуществляется в рамках проекта САЕ «Учитель ХХI века».
Российское педагогическое образование – это традиционно сильное образование, со своим опытом, научными школами и новациями.
Педагогическое образование в Казанском федеральном университете связано с подготовкой учителей и, как во многих федеральных университетах России, прошло кризисную черту.
Министерство образования и науки РФ внедрило двухступенчатую структуру высшего образования. Однако ломка традиционной структуры оказалась не простой.
Дело в том, что подготовка бакалавров математики, физики, химии, биологии и др. мало связана с подготовкой школьных учителей. Например, курс педагогики у математиков четвертого курса был курсом на выбор и заканчивался зачетом. Многих, необходимых для подготовки учителей, дисциплин вообще не было.
Выпускники бакалавриата с удивлением узнали, что их как математиков, физиков, химиков и т.д. никто нигде не ждет: для работы в школе им не хватает знаний по педагогике, методике, нет педагогической практики; для работы на заводе у них нет профильной технологической подготовки; для работы в банке финансовой грамотности и т.д.
Эта проблема взволновала не только выпускников, но и их родителей, деканат и, конечно, руководство многих университетов.
Анкетирование студентов разных структурных подразделений университета (институтов математики, физики, химии, фундаментальной медицины, юридического факультета и др.), проведенное в 2015-2016 гг. на предмет их профессиональных предпочтений, показало, что большинство студентов по окончании бакалавриата хотели бы иметь право работать учителем в школе.
В таких институтах, как институт математики, институт физики, институт химии, институт филологии, количество желающих работать в школе доходило до 90%. Однако при очень хорошей фундаментальной подготовке по предмету профессиональных педагогических компетенций у них практически не было.
В результате была осознана особая миссия классического университета – миссия педагогическая: выпускник классического университета – это не только блестящий математик, физик, химик, биолог, филолог и т.д., но и талантливый педагог – современный учитель, учитель ХХI века.
Институт психологии и образования стал зоной ответственности, координационным центром подготовки учителей в университете.
Для студентов, желающих работать в школе, были разработаны специальные технологии (модели) педагогического образования: системно-целевая, персонифицированная, распределенная, интегративная, мenter-технологии, genius-технологии, технологии геймификации образования, технологии формирования инновационной культуры будущего педагога.
Была установлена дифференциация этих технологий по направлениям психолого-педагогического и предметно-методического образования:
- в психолого-педагогическом образовании наиболее эффективны персонифицированная технология, структурно-содержательная, menter-технология, genius-технология;
- в гуманитарном образовании – традиционная, системно-целевая, распределенная, интегративная; технология формирования инновационной культуры;
- в естественнонаучном образовании – традиционная, системно-целевая, распределенная, интегративная, genius-технология, технология геймификации образования.
В ходе предварительной апробации технологий были разработаны психолого-педагогические условия реализации технологий:
- на уровне бакалавриата: преемственность между уровнями образования (школа – колледж – вуз); диагностика психолого-педагогических способностей абитуриентов, выбирающих педагогическую профессию; организация системного мониторинга развития когнитивных способностей студентов; интеграция педагогической теории и практики в процессе всей учебы; непрерывность педагогической практики;
- на уровне педагогической магистратуры: диагностика и анализ целевых установок поступающих в магистратуру; преемственность бакалавриата и магистратуры; разработка персонифицированных карт прохождения магистратуры; геймификация образования; усиление предметно-методической подготовки будущих учителей; связь теоретической и практической подготовки; организация индивидуальной поисковой научно-методической деятельности;
- на уровне профессиональной переподготовки работников образования: диагностика и анализ профессионального уровня и профессиональных потребностей педагогов; современная информационно-развивающая среда и геймификация образования; связь психолого-педагогической и методической переподготовки (и повышения квалификации) с новейшими достижениями в фундаментальной науке; персонификация непрерывного образования; связь непрерывного образования с аттестацией педагогов на первую или высшую категорию.
В ходе апробации этих условий была разработана организационно-педа-гогическая модель реализации новых технологий в условиях классического университета.
Модель включает:
Цель – формирование системы знаний, умений, развитие профессионально важных качеств и свойств личности учителя, а также психологической установки на выполнение преобразующих действий;
Задачи: повышение профессиональной компетентности будущего педагога в инновационной деятельности; формирование у будущего педагога умений и навыков работы в информационно-образовательной среде; формирование установки и готовности к самообразованию на протяжении всей жизни; разработка содержания обучения педагогов, включающего формирование всех компонентов инновационной деятельности; создание и внедрение в практику технологии формирования инновационной культуры, обеспечивающей мыслительную и поведенческую активность педагогов; постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей, мотивов и стимулов выбора инновационной педагогической деятельности и т.д.
Принципы: принцип входной диагностики мотивационных потребностей обучаемых; принцип учета психологической структуры педагогической деятельности как процесса решения методических задач; учета всех компонентов, образующих операционную структуру решаемой задачи как предмета инновационной культуры педагога; оптимального сочетания теоретических знаний и практических действий; отработанности составляющих умения действий и операций; принцип от простого к сложному, от овладения отдельными компонентами структуры деятельности к сочетанию их в единую систему.
Технологии: традиционная технология, структурно-содержательная, системно-целевая, персонифицированная, распределенная, интегративная, menter-технология, genius-технология, технология геймификации образования, технология формирования инновационной культуры.
Организационно-педагогический механизм устойчивого развития и обновления технологического содержания подготовки учителей нового типа, построенный на основе реализации функций:
- функции системного мониторинга возможностей и потребностей обучаемых, научных достижений в сфере фундаментальной (предметной) науки (математике, физике, химии и т.д.), в сфере прикладной науки (психологии, педагогике, методике), передовой инновационной практике;
- функции концептуализации содержания и системы педагогического образования;
- функции прогнозирования требований к содержанию и системе подготовки учителя будущего; функции обратной связи - взаимодействия университета с образовательными учреждениями;
- функции непрерывного педагогического образования.
Апробация этих технологий в 2016-2018 гг. показала рост качества профессиональной подготовки студентов по компетенциям общекультурной, предметной и профессиональной подготовки, по отзывам работодателей и качественным характеристикам их успешной работы в школе. Наиболее эффективными в условиях классического университета стали системно-целевая и персонифицированные технологии. Эти технологии учитывали зарубежный опыт организации педагогического образования в университетах США, Великобритании, Германии, Финляндии и др. и оказались, по сути, междисциплинарными и более мобильными и вариативными. Такой положительный опыт за рубежом тоже есть.
Поэтому основными принципами реализации этих технологий стали: учет отечественного и зарубежного опыта в организации подготовки школьных учителей, системность и целенаправленность организации педагогического образования, персонификация подготовки учителей, междисциплинарность, интегративность, вариативность, мобильность.
Индикаторами профессионального мастерства учителя стали: личностный (степень личностной самореализации учителя и ученика), эмпатический (способность учителя поставить себя на место ученика и взглянуть на мир его глазами), рефлексивный (способность учителя создавать на уроке эмоциональное поле радости, удивления, счастья), интерактивный (способность правильно использовать информационно-коммуникационные средства), аттрактивный (способность строить общение привлекательно, заманчиво), коммуникативный (способность учителя моделировать ядро общения и нейтрализовать у школьника механизм самоконтроля в условиях его интеллектуальной, мыслительной, коммуникативной деятельности) и мн. др.