1-2 декабря 2023 года ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Педагогический институт провел Всероссийскую научную конференцию «Проблемы и перспективы дошкольного образования в современном обществе», которая посвящается 60-летию создания кафедры психологии и педагогики дошкольного образования.
Выступила (в дистанционном формате) на пленарном заседании Новик Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В своем выступлении «Цифровое благополучие в дошкольном образовании» Наталья Николаевна отметила, что цифровой путь дошкольника не легок, много препятствий могут встретиться на этом пути. А отношение родителей к цифровому миру можно охарактеризовать как «восторг и тревога», когда часть родителей относится к возможностям, предоставляемым цифровой средой, с некритическим обожанием, тогда как другая часть убеждена, что цифровая среда таит в себе множество рисков, и именно поэтому детей следует как можно дольше удерживать от использова-ния цифровых средств массовой информации.
Доцент Новик рассказала, что преподаватели кафедры дошкольного образования Института психологии и образования КФУ в созданном телеграм-канале «Цифроблаго» реализуют программу работы с родителями воспитанников по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних и молодежи в медиапространстве. Телеграм-канал знакомит родителей с особенностями взаимодействия дошкольника и цифровой среды, а именно: о полезных и вредных приложениях; о цифровой гигиене; о том, как снизить вредное влияние на здоровье ребенка; полезные видеоролики, рекомендации и многое другое. Родители участвуют в обсуждениях, предлагают темы, о которых хотят подробнее узнать с научной точки зрения.
Разработанная программа оказывает помощь родителям дошкольников в предоставлении детям адекватных ресурсов безопасно и ответственно работать в цифровой образовательной среде, что будет способствовать общению и доверию между детьми и родителями.
Выступление вызвало большой интерес аудитории, и, отвечая на вопросы слушателей, докладчик ещё раз обратил внимание на то, что родители должны активно поддерживать своих детей, направлять их в позитивное русло выбора, четко ограничить время, проводимое в сети, пред-лагать альтернативные варианты из подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Обсуждаемые на конференции вопросы отражают актуальные проблемы дошкольного образования в России и за рубежом, особенности преемственности дошкольного образования, профессиональной компетентности специалистов по дошкольному образованию, организации развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте современных требований ФОП дошкольного образования.
В результате работы конференции обобщен международный и отечественный опыт образовательных практик, определены ценности и рассмотрены приоритеты современного дошкольного образования.