О.В. Лаукарт-Горбачева, М.П. Осиповская
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420111, Россия
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Для цитирования: Лаукарт-Горбачева О.В., Осиповская М.П. Проблемы социально-трудовой адаптации и трудоустройства выпускников школ и школ-интернатов для детей с ОВЗ // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2021. – №3 (3) – С. 19-21. DOI: 10.26907/2079-5912.2021.3.19-21
For citation: Laukart-Gorbacheva O.V., Osipovskaya M.P. Problems of social and labor adaptation and employment of schools and boarding schools graduates for children with disabilities // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2021. - No. 3 (3) - P. 19-21. DOI: 10.26907/2079-5912.2021.3.19-21
Аннотация. Трудности социально-трудовой адаптации и трудоустройства, с которыми сталкиваются выпускники школ и школ-интернатов для детей с ОВЗ, актуализируют необходимость проведения социологических и социально-педагогических исследований. Первичный анализ данных, проведенного авторами в апреле-мае 2021 г. анкетного опроса педагогов, специалистов и руководителей школ, школ-интернатов Татарстана для детей с ОВЗ, показал, что темпы роста числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья превышают возможности их качественного обучения, социально-трудовой адаптации и последующего сопровождения в рамках существующей в Республике Татарстан системы специализированных школ и школ-интернатов. Также актуальной является проблема недостаточной проработанности законодательной базы, которая не защищает права большинства выпускников с ОВЗ, не имеющих статуса «инвалид».
Ключевые слова: социально-трудовая адаптация, трудоустройство, выпускники с ОВЗ, школы-интернаты, готовность к трудовой деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. В России выросло число детей с ограниченными возможностями здоровья. Официальный сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20210430/deti-1730713092.html (дата обращения – 7.10.2021).
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru (дата обращения – 7.10.2021).
3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – M., 2019. – 352 c.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (послед. ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cоnsultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения – 7.10.2021).
5. Федеральный закон от 24.11.1995 г. 181-ФЗ (послед. ред. 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8559 (дата обращения: 7.10.2021).
6. Распоряжение Кабинета министров Республики Татарстан от 17 августа 2009 года № 1012-р «О мерах по реализации прав детей-инвалидов на получение начального и среднего профессионального образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/917034544 (дата обращения: 7.10.2021).
7. Лаукарт-Горбачева О.В., Максимова О.А. Социальные аспекты трудоустройства и социально-трудовой адаптации выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С. 34–48.
Лаукарт-Горбачева Ольга Викторовна, кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, отдел этнологических исследований.
Е-mail: olga241202@yandex.ru
Осиповская Марина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, отделение общей и коррекционной педагогики и психологии.
Е-mail: osipovskaya-m@mail.ru